ИНФОРМАЦИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
СЕМИНАР ПО АВТОМАТИЧЕСКОМУ
УПРАВЛЕНИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ
ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
ИМ. ПРОФ. В.И. КРУТОВА
В МГТУ им. Н.Э. Баумана в феврале 2006 г. состоялось очередное 81 засе-
дание Всероссийского научно-технического семинара (ВНТС) по автоматическо-
му управлению и регулированию теплоэнергетических установок, основанного
В.И. Крутовым в 1970 г.
Председательствующий д-р техн. наук, проф. В.И. Толшин (МГАВТ) во вступи-
тельном слове остановился на путях повышения экологических показателей судо-
вых дизелей и задачах совершенствования систем автоматического регулирования
и управления (САР и САУ). Требования к экологическим показателям дизелей по-
стоянно возрастают. При этом парк отечественных судовых дизелей практически не
обновляется из-за их дороговизны, поэтому на большинстве судов выброс основного
токсичного компонента отработавших газов (ОГ) — оксидов азота NO
x
сравнитель-
но высок и составляет 12. . . 14 г/(кВт
∙
ч). В связи с этим весьма остро стоит задача
снижения токсичных выбросов: чтобы не лишиться возможности захода судов в
зарубежные порты в ближайшем будущем выбросы NO
x
должны быть не более
2. . . 3 г/(кВт
∙
ч). При модернизации существующих дизелей в качестве средств сни-
жения выбросов NO
x
можно выделить следующие: уменьшение угла опережения
впрыскивания топлива (УОВТ) с одновременным увеличением давления впрыскива-
ния для обеспечения приемлемой топливной экономичности дизеля; рециркуляцию
ОГ с одновременной установкой фильтра-нейтрализатора для снижения содержа-
ния в ОГ монооксида углерода СО, легких углеводородов СН и сажи (твердых
частиц); дробное впрыскивание топлива, которое позволяет уменьшить период за-
держки воспламенения основной порции топлива и существенно снизить эмиссию
NO
x
; снижение температуры воздуха на впуске путем впрыскивания воды или па-
ра или реализации цикла Миллера; впрыскивание мочевины в ОГ для уменьшения
выбросов NO
x
; применение природного газа в качестве топлива для дизелей, позво-
ляющее снизить эмиссию основных токсичных компонентов ОГ. Все перечисленные
способы требуют проведения соответствующих исследований и применения САР и
САУ. В настоящее время, в частности, необходимо проведение исследований в целях
разработки рекомендаций по применению тех или иных средств снижения токсич-
ности ОГ для судовых дизелей различных типов.
В соответствии с планом работы ВНТС было заслушано 25 докладов.
С докладом “Анализ статических и динамических свойств САР дизель-генера-
тора” выступили А.Г. Кузнецов, В.А. Марков, В.И. Шатров (МГТУ им. Н.Э. Баумана),
В.В. Фурман, А.В. Федянов (ППП “Дизельавтоматика”, Саратов). Отмечено, что ди-
зель является тепловым двигателем периодического действия и поэтому ему свой-
ственна нестабильность таких параметров, как положение дозирующей рейки топ-
ливного насоса высокого давления (ТНВД), крутящий момент двигателя, частота
вращения коленчатого вала и других, даже при работе на установившихся режимах.
Колебательные процессы, протекающие в регуляторе, топливоподающей системе и
самом двигателе (в частности, изменение коэффициента избытка воздуха
α
, теплово-
го состояния деталей камеры сгорания и др.), являются нестационарными и не под-
даются точному математическому описанию. Авторами предложена эмпирическая
методика оценки перерасхода топлива и изменений показателей токсичности ОГ,
112 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 3