системы охлаждения. При этом расширительный бачок отключается, и замкнутая
система становится закрытой, давление в системе становится выше атмосферно-
го, а температура кипения доводится до 120
◦
С (пристенное кипение исключается).
Предлагаемая система охлаждения ДВС имеет два варианта: при длительной рабо-
те дизеля на номинальных нагрузках используется замкнутая открытая система, а
при работе на режимах холостого хода и частичных нагрузок — замкнутая закрытая
система. Для переключения вариантов системы охлаждения рекомендуется исполь-
зовать электрический ИМ, работающий в релейно-импульсном режиме. В ходовой
рубке судоводителя предусматриваются переключатели предложенных вариантов.
Предлагаемая система охлаждения позволяет снизить расход топлива, уменьшить
износ, увеличить мощность и улучшить экологические показатели транспортного
дизеля.
Доклад Е.Ф. Позднякова (ОАО “Форант-Сервис”, г. Ногинск) посвящен оценке
влияния структуры регулятора частоты вращения дизель-генератора на показате-
ли качества процесса регулирования. Исследования динамических свойств дизель-
электрического агрегата (ДЭА) проводились с использованием математических мо-
делей. Перед аналитическим исследованием были экспериментально получены ло-
гарифмические амплитудно-частотные и фазочастотные характеристики (ЛАЧХ и
ЛФЧХ) дизеля Д-246 и гидроэлектрического ИМ. Были разработаны математиче-
ские модели дизеля и ИМ, уточнялись которые путем сравнения ЛАЧХ и ЛФЧХ,
полученных экспериментально и расчетным путем. Расчеты переходных процессов
и частотных характеристик проводились с использованием программы электронно-
го моделирования ELECTRONICS WORKBENCH. При расчетах переходных про-
цессов с разными типами электронных регуляторов использовались одни и те же
модели дизеля и ИМ. При исследованиях сравнивались ЛАЧХ и ЛФЧХ регулято-
ров с различной структурой и переходные процессы дизеля с этими регуляторами.
Было проведено сравнение характеристик ДЭА, оснащенных ПИД-регулятором и
пропорциональным регулятором с корректирующими звеньями. Варьирование ко-
эффициентами пропорциональной, интегральной и дифференциальной составляю-
щих ПИД-закона регулирования позволило получить переходный процесс со сле-
дующими показателями: время переходного процесса
t
= 1
,
5
с, перерегулирование
σ
= 3
,
8
%, наклон регуляторной характеристики
δ
= 0
(астатический регулятор).
Исследуемый пропорциональный регулятор содержал три последовательно соеди-
ненных звена: пропорциональное усилительное и два корректирующих звена — пода-
вляющее (интегро-дифференцирующее) и форсирующее. Корректирующих звеньев
может быть и более двух. С их помощью можно гибко “исправлять” ЛАЧХ и ЛФЧХ
элементов САР за счет возможности изменения наклона частотных характеристик в
диапазоне от 0 до 60 дБ/дек. Варьируя коэффициентами усиления корректирующих
звеньев, удалось получить ЛАЧХ с наклоном 0 дБ/дек в широком диапазоне измене-
ния частот входного сигнала. При этом были получены следующие показатели: время
переходного процесса
t
= 0
,
3
с, перерегулирование
σ
= 1
,
7
%, наклон регуляторной
характеристики
δ
= 0
,
5
%. С использованием результатов проведенных исследова-
ний был разработан опытный образец электронного регулятора с пропорциональным
законом управления и корректирующими звеньями для ДЭА типа АД-40. Осцилло-
графирование переходных процессов этого ДЭА подтвердило возможность достиже-
ния параметров, полученных расчетным путем. Резервом улучшения динамических
показателей ДЭА с разработанным электронным регулятором является совершен-
ствование ИМ регулятора. Штатный ИМ имеет постоянную времени
Т
= 0
,
06
с. Ее
уменьшение до 0,015. . . 0,02 с позволит получить следующие показатели: время пе-
реходного процесса
t
= 0
,
1
. . .
0
,
2
с, перерегулирование (заброс частоты вращения)
σ
= 0
,
5
. . .
0
,
8
%, наклон регуляторной характеристики
δ
= 0
,
2
%, что соответствует
требованиям промышленных электрических сетей.
В докладе Ю.Е. Драгана (ВлГУ) исследуется влияние конструктивных параме-
тров электрогидравлической форсунки (ЭГФ) на показатели ее работы. Показано,
что традиционные математические модели широко распространенных конструк-
ций ЭГФ, содержащих штангу для соединения иглы распылителя с мультиплика-
тором запирания, не учитывают влияния деформации сжатия штанги на кинематику
иглы и процесс топливоподачи. Для ЭГФ конструкции НИКТИД, предназначенной
для высокооборотного дизеля легкового автомобиля, при давлениях в аккумуляторе
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 3 117