Всероссийский научно-технический семинар по автоматическому управлению и регулированию теплоэнергетических установок им. проф. В.И. Крутова - page 8

ОАО “НЗТА” на базе серийно выпускаемой форсунки ФДМ-22 была разработана
опытная форсунка типа 145.1112110 с уменьшенной массой подвижных деталей.
Общие приведенные массы подвижных деталей этих форсунок соответственно рав-
ны 27 и 10,8 г. Опытная форсунка типа 145.1112110 была снабжена распылителем
мод. 171-02 производства ОАО “АЗПИ” (г. Барнаул). Распылитель имел пять распы-
ливающих отверстий, устья которых расположены в колодце носка распылителя.
Суммарная эффективная площадь распылителя в сборе составляла
μ
р
f
р
= 0
,
25
мм
2
.
Форсунка была отрегулирована на давление начала впрыскивания
р
фо
= 21
,
0
МПа.
При безмоторных испытаниях опытную форсунку исследовали совместно с
ТНВД модели 4 УТНИ-Т-1111005 размерности 10
×
10 мм. При индицировании
процесса топливоподачи было отмечено уменьшение примерно на 30% про-
должительности посадки иглы у опытной форсунки. При испытаниях на дизе-
ле Д-245.12С (4 ЧН 11/12,5) использовали штатный ТНВД фирмы Motorpal (Че-
хия) типа PP4M10U1f. Были исследованы штатные форсунки ФДМ-22 произ-
водства АО “Куроаппаратура” (Вильнюс) с распылителями типа DOP 119 S 534
фирмы Motorpal (Чехия) и опытные форсунки НЗТА с распылителями АЗПИ
серии 171. Оба типа распылителей имели пять распыливающих отверстий с
эквивалентным проходным сечением
μ
р
f
р
= 0
,
25
мм
2
. При моторных испы-
таниях отмечено улучшение показателей токсичности ОГ при замене штатных
форсунок ФДМ-22 опытными форсунками НЗТА. Удельные массовые выбросы
токсичных компонентов ОГ на режимах 13-ступенчатого цикла, предусмотрен-
ного Правилами 49 ЕЭК ООН, заметно уменьшились: удельный массовый вы-
брос оксидов азота
e
NO
x
снизился с 7,442 до 7,159 г/(кВт
ч), монооксида угле-
рода
e
CO
— с 3,482 до 2,711 г/(кВт
ч), легких углеводородов
e
CH
x
— с 1,519 до
0,790 г/(кВт
ч). Таким образом, удалось выполнить требования норм EURO-2 по
эмиссии монооксида углерода
e
CO
и легким углеводородам
e
CH
x
. При этом несмотря
на некоторое снижение выбросов оксидов азота
e
NO
x
при использовании опытной
форсунки, они оказались выше предельных значений, предусмотренных Правила-
ми 49 ЕЭК ООН (нормами EURO-2); условный средний расход топлива на режимах
13-ступенчатого цикла
g
е
усл
изменился незначительно — увеличился с 247,2 до
250,6 г/(кВт
ч).
С докладом “Повышение качества управления подачей топлива в камеры
сгорания дизелей с использованием пьезокерамических дозаторов” выступили
М.Г. Крупский, А.В. Башкин, В.Е. Кузин, Э.В. Широких (КИ МГОУ). Рассматри-
вается возможность использования для управления дозирующими элементами топ-
ливоподающей аппаратуры (ТПА) ДВС пьезоактюаторов (ПА), работа которых
основана на новом принципе, а именно, эффекте объемной деформации, что отли-
чает его от традиционно используемого в ПА принципа осевого деформационного
перемещения. При этом используется ПА погружного типа, непосредственно нахо-
дящегося в камере управления в среде дизельного топлива, благодаря чему отпадает
необходимость механического контакта ПА с дозирующим элементом — иглой, кла-
паном или промежуточным элементом — мембраной, поршнем и др. Новое качество
запатентованного способа работы ПА позволяет повысить быстродействие, надеж-
ность и упростить конструкцию форсунок, а также создавать ТНВД с большими
давлениями и цикловыми подачами. Приводятся результаты некоторых расчетных
и экспериментальных исследований, подтверждающих целесообразность использо-
вания ПА объемного принципа действия погружного типа в качестве привода для
дозирующих элементов в ТПА.
В.А. Марков, Д.А. Коршунов (МГТУ им. Н.Э. Баумана), С.Н. Девянин (МГАУ
им. В.П. Горячкина), О.В. Дробышев (АЗПИ, г. Барнаул) представили доклад “Улуч-
шение показателей дизеля путем совершенствования конструкции распылителя
форсунки”. Для оценки влияния конструкции распылителей на параметры процес-
сов распыливания топлива, смесеобразования, и, в конечном счете, на показатели
работы дизеля в ОАО “АЗПИ” изготовлены распылители с 10 распыливающими
отверстиями, расположенными попарно на носке распылителя. Причем, каждая
из этих пар отверстий выполнена с пересекающимися осями. Оценка влияния
конструкции проточной части распылителя форсунки на экономические и эколо-
гические показатели проведена с использованием результатов экспериментальных
исследований дизеля Д-245.12С (4 ЧН 11/12,5), выпускаемого Минским мотор-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 3 119
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13
Powered by FlippingBook