докладом “Использование аппарата Fuzzy-логики в управлении дизелем”. Классиче-
ские методы управления хорошо работают с детерминированным объектом управле-
ния и в детерминированной среде, а для систем с неполной информацией и высокой
сложностью объекта управления, каким является дизель, оптимальными могут ока-
заться нечеткие методы управления. Fuzzy-управление позволяет более просто и
универсально разработать алгоритмы управления САУ дизеля, а также оперировать
более широким диапазоном понятий. При задании в алгоритме лингвистических пе-
ременных типа “диапазон низких частот”, “средних”, “высоких” и других, нечеткая
логика основывается на использовании оборотов естественного языка, таких как
“далеко”, “близко”, “холодно”, “горячо”. Системы с нечеткой логикой основаны на
правилах, в которых в качестве посылки и заключения используются лингвисти-
ческие переменные, что позволяет избежать ограничений, присущих классическим
продукционным правилам. В САУ дизеля сигнал с датчика частоты подается на
контроллер, где в результате обработки производится приведение входного сигнала
частоты к лингвистической переменной. На выходе регулятора частоты вращения,
построенного на нечеткой логике, результат нечеткого логического вывода является
нечетким, а исполнительное устройство неспособно воспринять такую команду. С
этой целью применен оригинальный математический аппарат, с помощью которо-
го осуществляется переход от нечетких значений величин к вполне определенным,
передаваемым на ИМ.
Экспериментальной реализации нейронного управления подачей топлива в бен-
зиновом двигателе на основе персонального компьютера было посвящено выступ-
ление А.Б. Смирнова (ГТУ “МАДИ”). Проведены две серии моторных эксперимен-
тов, подтверждающих способность искусственной нейронной сети (ИНС) обучаться
в режимах “on-line” и “off-line” при управлении подачей топлива в бензиновом
двигателе. Рассмотрена работа ИНС в качестве
λ
-регулятора и динамического кор-
ректора подачи топлива. Управление подачей топлива было реализовано на основе
персонального компьютера. Связь персонального компьютера и блока электронного
управления двигателя осуществлялась посредством стандартного интерфейса обме-
на данными в реальном времени. ИНС была реализована с применением математи-
ческого пакета MATLAB и его приложения Neural Network Toolbox. Особенностью
микропроцессорной системы управления является наличие в комплектации линей-
ного датчика динамического состава смеси и электронно-управляемой дроссельной
заслонки.
“Моторная установка для исследования перспективных систем управления” —
тема выступления Ф.С. Онищука, А.Б. Смирнова, К.А. Морозова, Б.Я. Черняка (ГТУ
“МАДИ”). В проблемной лаборатории транспортных двигателей ГТУ “МАДИ” со-
здана автоматизированная установка для разработки и исследования самонастраи-
вающихся контуров микропроцессорного управления автомобильными двигателя-
ми. В качестве объекта испытаний в настоящий момент используются двигатели
ВАЗ 21114 и 21124 с микропроцессорной системой управления (МСУ) МИКАС 10,
в которой имеются аналоговый вход для датчика кислорода с линейной характери-
стикой и канал управления электроуправляемой дроссельной заслонкой. Установка
снабжена быстродействующей централизованной многоканальной системой сбора
и обработки информации на основе мощной ЭВМ, а также лицензионным обору-
дованием фирм ETAS и AVL. Оборудование позволяет проводить работы по ис-
следованию динамических режимов работы, индицированию давлений в цилиндре
двигателя и т. п. В настоящее время основные работы идут в двух направлениях:
исследование и отработка интеллектуальных технологий динамического управления
подачей топлива с использованием ИНС и разработка алгоритмов управления ДВС
по значению крутящего момента (“моментное” управление) с электронным приво-
дом дроссельной заслонки.
Универсальной системе управления подачей жидкого и газового топлива для
ДВС посвящялось выступление В.Е. Кузина, М.Г. Крупского, А.Д. Головачева (КИ
МГОУ). За последние годы сотрудниками КИ МГОУ было создано множество си-
стем: от транзисторных образцов управления, работающих по жесткой программе,
до современных гибких аналого-цифровых и микроэлектронных систем (МСУ), с
помощью которых успешно осуществлены исследования различных ДВС. Универ-
сальность стендовой МСУ последней конструкции КИ МГОУ позволяет проводить
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 3 115