в нижней части, на уменьшение отрыва потока в окне и соответству-
ющее повышение
μ
при средних степенях открытия.
Сравнивая рис. 5,
в
и
г
, можно отметить факт, что при максималь-
ных степенях открытия, когда интенсивность струи велика, и больших
α
на первое место выходит не наличие скругления кромки, а расстоя-
ние от окна до нижней границы коробки. На рис. 5,
в
видно, что поток
газа из нижней части коробки вызывает сильный отрыв от нижней гра-
ницы окна, несмотря на скругление. Приближение границы коробки
(вариант
В
) улучшает поле скоростей на выходе из окна и в цилин-
дре (см. рис. 5,
г
), увеличивается и значение максимальных скоростей
(262 м/c по сравнению с 166 м/c). В результате заметен прирост коэф-
фициента расхода (см. рис. 4,
в
, правая часть).
Полученные результаты можно применить при термодинамиче-
ском расчете двухтактных двигателей для оптимизации геометрии за-
ходной части и угла наклона впускных окон. Важно отметить, что
при расчетах нельзя задавать какие-то фиксированные значения
μ
, а
необходимо использовать функциональные зависимости
μ
, в первую
очередь, от
α
и степени открытия окна. Это позволит значительно по-
высить точность расчета газообмена и рабочего процесса двигателя,
уменьшить трудоемкость процедуры идентификации математической
модели рабочего процесса для конкретного двигателя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Б е л о ц е р к о в с к и й О. М., Д а в ы д о в Ю. М. Метод крупных частиц
в газовой динамике. Вычислительный эксперимент. – М.: Наука, 1982. – 391 с.
2. Г р и ш и н Ю. А. Новые схемы метода крупных частиц и их использование
для оптимизации газовоздушных трактов двигателей // Математическое моде-
лирование. РАН, 2002. – Т. 14, № 8. – С. 51–55.
3. Г р и ш и н Ю. А., К а р и м о в А. Н., К у л е ш о в А. С. Доводка эле-
ментов газовоздушного тракта двигателей с помощью математической модели
пространственного течения газа // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Ма-
шиностроение”. – 1991. – № 4. – С. 39–43.
4. W a l l a c e W. High-output medium-speed diesel engine air and exhaust system
flow losses // Proceedings of the Institution for Mechanical Engineers. – 1967–68. –
Vol. 182, pt. 3D. – P. 134–144.
Статья поступила в редакцию 27.06.2006
Юрий Аркадьевич Гришин родился в 1947 г., окончил в 1971 г. Уфимский авиацион-
ный институт им. C. Орджоникидзе. Д-р техн. наук, профессор кафедры “Поршневые
двигатели” МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор более 160 научных работ в области газо-
вой динамики и расчетно-экспериментальных исследований двигателей.
Yu.A. Grishin (b. 1947) graduated from the Ufa Aviation Institute n. a. Ordzhonikidze
in 1971. D. Sc. (Eng.), professor of “Reciprocating Engines” department of the Bauman
Moscow State Technical University. Author of more than 160 publications in the field of
gas dynamics and numerical and experimental study of engines.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2007. № 4 81