ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ И ТРАНСПОРТНОЕ
МАШИНОСТРОЕНИЕ
УДК 621.436.052
Ю. А. Г р и ш и н, В. А. З е н к и н,
А. С. К у л е ш о в
РАСЧЕТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК
ВПУСКНЫХ ОКОН ДВУХТАКТНЫХ
ДВИГАТЕЛЕЙ
Проведено численное исследование процесса продувки впускных
окон двигателя. Выявлены зависимости коэффициента расхода по-
тока в окнах двигателя от геометрических параметров воздушного
тракта.
Расчетный анализ рабочих процессов двухтактных двигателей
представляет собой актуальную и сложную задачу. Сложность моде-
лирования связана, в первую очередь, с пространственным характером
газообмена в этих двигателях, когда неравномерность распределения
расхода потока во впускных (продувочных) и выпускных окнах и со-
ответствующие потери приходится задавать коэффициентами расхода.
Эти коэффициенты зависят от площади проходного сечения окон,
особенностей геометрии и конструкторского оформления их заходной
части, а также конструкции примыкающих к цилиндру впускных и
выпускных коробок. Для выпускных окон, кроме того, важен и ре-
жим течения, поскольку значительная доля расхода потока через них
приходится на сверхкритические перепады давления.
Газодинамические характеристики впускных окон двухтактных
поршневых двигателей, такие как коэффициент расхода и резуль-
тирующее распределение скоростей заряда, прошедшего в цилиндр,
являются определяющими факторами для оценки коэффициента на-
полнения, коэффициента продувки, вихревого числа, величины обрат-
ного заброса во впускную коробку, и, как следствие, организации
рабочего процесса в цилиндрах. Поэтому корректное задание ко-
эффициентов расхода впускных окон необходимо для достоверного
определения мощности, удельного расхода топлива, дымности и ток-
сичности отработавших газов и других важнейших эксплуатационных
и экологических показателей двигателя.
Цель расчетов — определить влияние геометрических параметров
продувочных окон и смежных элементов впускного тракта на коэффи-
циент расхода потока.
72 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2007. № 4