коэффициенты осевой скорости. Затем по соотношению (8) были най-
дены коэффициенты тангенциальной скорости при прокатке металла
по различным режимам деформирования.
Влияние окружной скорости валков на скольжение не исследовали.
На практике установлено, что увеличение окружной скорости валков
повышает скольжение, а рост углов подачи ведет к его снижению.
Поэтому интенсификацию процесса винтовой прокатки эффективнее
осуществлять за счет роста углов подачи, а не увеличения частоты
вращения валков. Причем при увеличении частоты вращения валков
возрастает удельный расход электроэнергии на производство 1 т про-
дукции, а при росте углов подачи – снижается [1, 4]. Эти обстоятель-
ства были приняты во внимание и исследования ограничили только
изучением влияния углов подачи и вытяжек металла на скольжение
при винтовой прокатке, а сами исследования осуществили при посто-
янной частоте вращения валков равной
30
±
1
,
5
мин
−
1
.
При изменении режимов прокатки обнаруживается зависимость
скольжения как от технологических показателей деформации, так и
от технологических свойства металла, определяемых химическим со-
ставом и структурой стали или сплава. В исследовании использовали
заготовки из железа и высоколегированных сталей, которых ранее в
экспериментах на трубных станах не применяли, и полученные резуль-
таты по сравнению с известными данными [1, 2, 4] не столь однознач-
ны. Отсутствие или большое число легирующих элементов в металле
придают материалу заготовки свойства, в присутствии которых при
деформации обнаруживается более сложная зависимость составляю-
щих скольжения от угла подачи и вытяжки, чем это было установлено
ранее [1, 2] (рис. 3, 4).
На пластические свойства некоторых сложнолегированных марок
стали, имеющих узкий интервал пластичности, в частности ЭП678
и ЭП303, положительное воздействие оказывает проявление дефор-
мационных эффектов при редуцировании. С ужесточением режимов
деформирования, вероятно, вследствие усиливающегося разогрева ме-
талла улучшаются его пластические свойства, что обусловливает улуч-
шение скоростных характеристик процесса прокатки. А вообще, уже-
сточение режимов прокатки, как правило, ухудшает кинематические
условия деформирования металла.
Природа материала заготовки влияет на скольжение, по-видимому,
также через образование окалины определенного химического соста-
ва. От свойств окалины будут зависеть граничные условия на кон-
тактной поверхности и, соответственно, скольжение металла в очаге
деформации. Но в целом особых отличий влияния углов подачи и
вытяжек на коэффициенты тангенциальной и осевой скоростей при
винтовой прокатке сорта в сравнении с трубными станами не вы-
явлено. При прокатке на этих станах в основном проявляются общие
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 2 105