скоростью. И тангенциальное скольжение между валком и деформи-
руемой заготовкой в значительной мере можно рассматривать как ре-
зультат компенсации несовершенств этого технологического процесса.
На трубных станах по технологическим условиям процесса и от-
носительно небольших углах подачи (
β
6
12
◦
) очаг деформации имеет
длинную контактную поверхность, на которой тангенциальная соста-
вляющая сил трения, придающая заготовке вращение, приобретает
максимальное значение, а тангенциальное скольжение получит мини-
мальное развитие [1]. К тому же на этих станах из-за малых единич-
ных обжатий (
ε
6
2
%) осевое перемещение металла за шаг подачи не
велико.
Сортовой стан предназначен для редуцирования сплошной заго-
товки при больших углах подачи (
β >
20
◦
) и с большими единичными
обжатиями (
ε
>
5
%). При подобных режимах прокатки и технологиче-
ских задачах стана очаг деформации будет коротким (
l
2
/l
1
>
3
, где
l
1
и
l
2
— длина очага деформации на сортовом и трубном станах), а осевое
перемещение металла за шаг подачи большим. В данных условиях
тангенциальная составляющая сил трения не получит существенно-
го развития и тангенциальная составляющая скорости раската будет
намного уступать идентичному показателю валка [2]. Поэтому на сор-
товых станах тангенциальное скольжение будет более значительным,
чем на трубных станах.
Для сортового стана винтовой прокатки наиболее широкие участ-
ки контактной поверхности заготовки с валками находятся в начале
очага деформации и они будут являться доминирующими в разви-
тии скоростных условий процесса обжатия металла. Тангенциальная
составляющая сил трения здесь получит по сравнению с остальной ча-
стью контактной поверхности большее развитие и придаст заготовке
угловую скорость, соответствующую скоростным и геометрическим
условиям данной зоны очага деформации. Эта скорость не будет со-
ответствовать скоростным и геометрическим условиям другой части
очага деформации, хотя на весь период прокатки ее можно рассма-
тривать как постоянную. Для остальной части обжимаемого металла
она будет являться управляющим кинематическим параметром, в це-
лом адаптирующим скоростные, геометрические и другие различия по
длине очага деформации к каким-то единым граничным условиям.
Технологические приемы ограниченного влияния на тангенциаль-
ное скольжение на трубных станах известны и отработаны. Воздей-
ствовать на тангенциальное скольжение можно, изменяя углы пода-
чи. С ростом углов подачи коэффициент тангенциальной скорости на
трубных станах обычно увеличивается [1], хотя отмечались и другие,
противоположные результаты [3]. Противоречия между этими резуль-
татами, по-видимому, нет. Просто они получены при различных усло-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 2 101