виях деформирования, и их следует рассматривать скорее как вари-
анты реакции единого технологического процесса на изменения ско-
ростных, граничных, размерных и других условий прокатки.
Осевое скольжение по сравнению с тангенциальным скольжением
имеет более сложную зависимость от технологических факторов и мо-
жет изменяться в довольно широких пределах при изменении условий
деформирования, что делает не вполне очевидным его связь с режима-
ми прокатки, конструктивными особенностями стана (клети) и в целом
с технологией процесса деформации. Последнее обстоятельство в от-
личие от тангенциального скольжения указывает на перспективность
поиска способов управления осевым скольжением. Оптимизация спо-
собов управления значениям осевого скольжения позволит добиться
более заметного улучшения количественных и качественных показа-
телей работы оборудования.
С учетом этих соображений и невозможности прямого непосред-
ственного определения тангенциального скольжения из эксперимен-
тов, основное внимание было уделено исследованию влияния техно-
логических факторов на осевое скольжение. К тому же исследования
осевого скольжения при винтовой прокатке проводились в основном
на трубных станах, на сортовых станах подобные исследования прак-
тически не выполнялись.
Осевое скольжение происходит по всей длине очага деформации,
значение его переменно и изменяется в направлении выхода дефор-
мируемого объема металла из валков в соответствии с увеличиваю-
щейся вытяжкой заготовки. Хотя для прокатки скольжение следует
рассматривать как естественное явление, без которого процесс дефор-
мации невозможен, его наличие, в случае существенного отставания
скорости перемещения заготовки от скорости валков, может ухудшить
качественное состояние поверхности раската и уменьшить производи-
тельность оборудования.
Осевая составляющая скорости валков на прошивных трубных ста-
нах обычно превышает осевую скорость перемещения заготовки (гиль-
зы) и коэффициент осевой скорости
η
о
находится в пределах
0
,
4
. . .
0
,
9
.
На двухвалковых станах различие в скоростях валков и заготовки боль-
ше, чем на трехвалковых станах [1]. При деформации на трубном
прошивном стане осевому перемещению металла оказывает сопроти-
вление оправка, которая в данном случае является естественным тех-
нологическим препятствием, снижающим скорость поступательного
движения заготовки.
На сортовом стане винтовой прокатки не используются техноло-
гические оправки, и деформация на нем осуществляется в отсутствии
осевого сопротивления перемещению заготовки. На этих станах ско-
рость осевого перемещения заготовки будет зависеть только от гранич-
ных условий на контактной поверхности между заготовкой и валками
102 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 2