УДК 629.114.2.001
А. В. Г у с ь к о в
ТЯГОВО-СЦЕПНЫЕ СВОЙСТВА
И ПРОХОДИМОСТЬ КОЛЕСНОГО ДВИЖИТЕЛЯ
ПО ГРУНТАМ СО СЛАБОЙ НЕСУЩЕЙ
СПОСОБНОСТЬЮ
Рассмотрена методика определения тягово-сцепных свойств и глу-
бины колеи ведущих колес при качении их по слабым грунтам, по-
зволяющая оценить проходимость колесных машин в целом. Приве-
дены расчеты указанных свойств для колеса 18,4 R 38, катящегося
по целинному торфянику.
В настоящее время для разработки торфяных месторождений при-
меняются комбинированные агрегаты, имеющие большое тяговое со-
противление и требующие значительной мощности для привода рабо-
чих органов.
Как правило, эти машины используются совместно с колесными
тракторами или, если имеют самостоятельный привод, оборудуются
колесными движителями.
Следует отметить широкое применение колесного движителя для
средств специальной техники, предназначенной для грунтов со сла-
бой несущей способностью, в частности осушенных и неосушенных
торфяников и заболоченных земель.
Существующие зависимости для определения тягово-сцепных
свойств колесного движителя и его проходимости в основном ба-
зируются на законах механики грунта, описывающих процессы его
сжатия и сдвига, характерные для минерального грунта [1–6].
При исследовании процессов взаимодействия колесного движи-
теля и торфяно-болотного грунта более целесообразно применять
законы сжатия и сдвига грунта, предложенные С.С. Корчуновым
[7] и В.В. Кацыгиным [8], а именно: для процесса сжатия торфяно-
болотного грунта используется формула
σ
=
σ
0
1
−
e
−
h
k
,
(1)
где
σ
0
— несущая способность торфяно-болотного грунта, Н/м
2
;
k
—
коэффициент деформации при сжатии, м;
h
— глубина колеи, м.
Несущая способность почвы определяется следующей формулой
(по С.С. Корчунову):
σ
0
=
A
0
+
B
0
П
S
,
(2)
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 2 63