Тягово-сцепные свойства и проходимость колесного движителя по грунтам со слабой несущей способностью - page 9

Рис. 5. Схема к определению касательной силы тяги
Как известно, эластичное колесо для улучшения сцепления с грун-
том оборудуют грунтозацепами. В этом случае процесс взаимодей-
ствия такого колеса с грунтом отличается от качения ведущего жестко-
го колеса. При взаимодействии ведущего колеса с грунтом действуют
следующие силы: силы трения между опорной поверхностью шины и
грунтом; силы, возникающие при упоре грунтозацепов шины в грунт;
силы, возникающие при срезе грунтового кирпича боковыми гранями
грунтозацепов. На дорогах с твердым покрытием основное значение
имеют силы трения. На рыхлом грунте силы сдвига и среза возрастают
и во многих случаях являются определяющими.
При движении ведущего колеса его грунтозацепы сдвигаются и
срезают грунт в направлении, обратном движению (см. рис. 5). Упор
грунтозацепов в грунт, сдвиг и срез грунтовых кирпичей, зажатых
между ними, возможны только при полном использовании сил трения,
т.е. когда имеется пробуксовка колеса.
Теоретически передача ведущего момента обязательно должна со-
провождаться буксованием, в результате чего ось колеса как бы пе-
ремещается на соответствующее расстояние назад. В этом, главным
образом, и заключается физическая сущность буксования ведущих ко-
лес на деформируемой поверхности и причина снижения их поступа-
тельной скорости. Дополнительное незначительное снижение посту-
пательной скорости ведущих колес обусловливается тангенциальны-
ми деформациями шин. Благодаря эластичности шины в окружном
направлении ее участки, приближающиеся при качении колеса к пло-
щадке контакта шины с грунтом, под действием ведущего момента
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 2 71
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12,13
Powered by FlippingBook