Результаты расчетов показывают, что наилучшие ГМХ сопряжения “поршень–
цилиндр” достигаются для масла Shell Rimula R3X.
И.А. Барский, П.Р. Вальехо Мальдонадо и В.А. Марков (РУДН, МГТУ им. Н.Э. Ба-
умана) представили доклад “Оптимизация скорости наддувочного воздуха в воздухо-
жидкостном охладителе дизеля”. Проанализированы конструкции воздухо-воздуш-
ных и воздухо-жидкостных охладителей наддувочного воздуха. Проведено срав-
нение тепловой эффективности охладителей различных типов. Проведенные рас-
четные исследования показали, что существует оптимальная скорость наддувоч-
ного воздуха в воздухо-жидкостном охладителе дизеля. Предложена формула для
определения этой оптимальной скорости, обеспечивающей максимум плотности
воздушного заряда в цилиндрах дизеля.
В докладе Ю.А. Гришина и К.С. Мизева (МГТУ им. Н.Э. Баумана) “Расчет опти-
мальной длины впускного трубопровода транспортного дизеля” отмечено, что все
процессы течения по трактам и преобразования рабочего тела характеризуются боль-
шой нестационарностью. В связи с этим при расчете двигателя учитываются волно-
вые процессы в трубопроводах. Задачей исследования был расчет оптимальной дли-
ны впускного трубопровода на режиме максимального крутящего момента в целях
достижения максимального коэффициента наполнения. Для решения поставленной
задачи была создана программа расчета влияния волновых явлений на коэффициент
наполнения. В качестве метода расчета был выбран метод распада произвольного
разрыва. Полученные при расчетах результаты весьма точно совпадают с экспери-
ментальными данными.
С.Н. Девянин, Л.И. Быковская и В.В. Маркова (МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГАУ
им. В.П. Горячкина) представили доклад “Сравнительный анализ показателей дизеля
при его работе на смесях дизельного топлива с рапсовым и подсолнечным масла-
ми”. Рассмотрена возможность использования в качестве моторных топлив смесей
ДТ с РМ и с подсолнечным маслом (ПМ). Для сравнительной оценки показателей
двигателя, работающего на ДТ и на биотопливах на базе РМ и ПМ, был проведен
анализэкспериментальных данных по дизелю Д-245.12С. Этот анализподтвердил
перспективность использования смесей ДТ с РМ и ПМ в качестве моторных топлив.
При переводе дизеля с ДТ на исследуемые смесевые биотоплива отмечено снижение
на 25–30% дымности ОГ при практически неизменном эффективном КПД дизеля.
Полученные зависимости основных показателей токсичности ОГ (удельные мас-
совые выбросы оксидов азота, монооксида углерода, несгоревших углеводородов)
подтвердили возможность улучшения экологических свойств биодизельных смесей
путем оптимизации состава рассматриваемых смесевых биотоплив.
В докладе В.А. Зяброва (МГАВТ) обобщен опыт использования современных
тренажеров для обучающихся в технических вузах по курсу “Автоматика”. Описаны
наиболее известные тренажеры и проанализированы их функциональные возмож-
ности. Рассмотрен опыт применения тренажеров ряда отечественных и зарубежных
компаний и рекомендации по их применению. Даны рекомендации по рационально-
му использованию тренажеров.
В развернутой дискуссии по докладам активное участие приняли постоян-
ные участники семинара Л.В. Грехов, С.Н. Девянин, В.И. Ерохов, Н.А. Иващенко,
М.В. Мазинг, В.А. Марков, В.И. Толшин, В.В. Фурман, Ю.Е. Хрящев, Б.Я. Черняк,
другие участники семинара. В заключение работы ВНТС были подведены итоги
заседания, принята резолюция, проведен обмен научной информацией, намечены
пути дальнейшей работы.
Ученый секретарь ВНТС
канд. техн. наук В.И. Шатров
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 3 125