ИНФОРМАЦИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
ПО АВТОМАТИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ
ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК им. проф. В.И. КРУТОВА
В МГТУ им. Н.Э. Баумана 27 января 2010 г. состоялось 85-е заседание Всерос-
сийского научно-технического семинара (ВНТС) по автоматическому управлению и
регулированию теплоэнергетических установок, основанного В.И. Крутовым.
Председательствующий д-р техн. наук, профессор В.И. Толшин (МГАВТ) в сво-
ем выступлении отметил важность проблемы совершенствования систем автомати-
ческого регулирования (САР) двигателей внутреннего сгорания (ДВС). При создании
и доводке таких систем необходимо, в первую очередь, оценивать выходные пара-
метры ДВС — его динамические качества, показатели топливной экономичности и
токсичности отработавших газов (ОГ).
Далее в соответствии с планом работ было заслушано 38 докладов. В докладе
В.И. Толшина, Р.Н. Романова и И.А. Косыгина (МГАВТ) “Результаты исследования
комбинированного способа снижения выбросов оксидов азота судового двигателя
методом подачи воды во впускной коллектор и повышением давления впрыскива-
ния топлива” показано, что жесткие ограничения на выброс оксидов азота NO
х
с ОГ судовых дизелей требуют разработки новых методов решения этой пробле-
мы. Предложен метод снижения этих выбросов, основанный на подаче воды во
впускной коллектор с одновременным увеличением давления впрыскивания. Иссле-
дования проведены на судовом дизеле типа 6Ч18/22 без турбонаддува мощностью
N
е
= 100
кВт при частоте вращения
n
= 750
мин
−
1
. Дизель, работающий на ге-
нератор, был оборудован гидрозапорными форсунками. Исследованы четыре нагру-
зочных режима при 100, 75, 50 и 25%-ной нагрузке и
n
= 750
мин
−
1
. На каждом из
этих режимов получено пять точек с различными давлениями гидрозапора. Вода во
впускной коллектор подавалась специальными форсунками. Количество подаваемой
воды изменяли, варьируя число работающих форсунок и давление в пневмобаке.
При подаче 50% воды от подачи топлива и увеличении давления впрыскивания
топлива с 15 до 24МПа был достигнуто уменьшение выброса NO
х
на 11%.
В докладе Б.Я. Черняка (ГТУ “МАДИ”) “Применение наблюдателей в системах
управления двигателями” отмечено, что в микропроцессорных системах управления
(МСУ) автомобильных ДВС используется большое число виртуальных датчиков —
наблюдателей, позволяющих строить управление на основе информации, которая не
может быть измерена непосредственно и определяется по моделям на основании
косвенных измерений. В адаптивных системах управления процесс идентификации
модели (наблюдателя), как правило, происходит автоматически и, соответственно,
наблюдатели настраиваются в процессе работы МСУ. Вместе с этим в программно-
адаптивных системах управления (СУ) наблюдатели используются для предвари-
тельной настройки регулятора. Таким образом, наблюдатели могут быть как само-
обучающимися, так и предварительно настраиваемыми. Возможности использова-
ния наблюдателей в СУ очень велики, форма представления моделей для наблюдения
за параметрами состояния также может быть различной. Это, прежде всего, диффе-
ренциальные и алгебраические уравнения, таблицы и конечно-элементные модели,
нейронные сети, имитационные модели, выполненные в среде 51М1Л1МК и да-
же лингвистические модели. Рассмотрены примеры использования наблюдателей в
ДВС.
Б.Я. Черняк и А.В. Сентюров (ГТУ “МАДИ”) представили доклад “Методы мо-
делирования индикаторных показателей двигателя”. В ДВС с искровым зажиганием
116 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 3