В докладе Ю.М. Крохотина (Воронежская государственная лесотехническая ака-
демия) предложена новая топливная система непосредственного действия для те-
пловозных дизелей типа 6ЧН21/21 и 8ЧН21/21. Принципиальным отличием этой
ТС является применение электрогидравлической форсунки с комбинированным за-
пиранием и перепускным клапаном, имеющим электромагнитный или пьезоэлектри-
ческий привод. Причем слив топлива изполости пружины форсунки исключен. В
целях проведения численного эксперимента разработана математическая модель ТС,
включающая уравнения баланса топлива в различных полостях, уравнения переме-
щения иглы форсунки, расхода топлива черезраспылитель форсунки. Проведенные
расчеты подтвердили эффективность предложенной ТС.
Л.Н. Голубков, А.А. Быков и Д.А. Михальченко (ГТУ “МАДИ”) представили до-
клад “Математическое моделирование процессов топливной аппаратуры дизеля с
индивидуальными топливными насосами”. На основе метода гидродинамическо-
го расчета разработаны математические модели и программы расчета ТС с тремя
конструктивными схемами индивидуальных топливных насосов (ИТН): с конусным
запиранием слива топлива и без нагнетательного клапана, с конусным запирани-
ем слива топлива и с нагнетательным клапаном, с запиранием слива топлива по
цилиндрической поверхности. Математические модели и программы расчета позво-
ляют с достаточной для инженерных расчетов точностью проводить аналитическое
исследование рабочих процессов ТС и определять необходимые конструктивные
параметры.
В.И. Ерохов, Д.А. Мельников и М.П. Макарова (МГТУ “МАМИ”) выступили с
докладом “Система управления ДВС с изменяемыми фазами газораспределения”.
Проведены расчетно-аналитические и экспериментальные исследования бензиново-
го ДВС с четырехклапанной системой газораспределения. Предложена схема СУ фа-
зами газораспределительного механизма (ГРМ). Для электропривода в СУ ГРМ ис-
пользованы шаговые двигатели. Разработаны экспериментально-аналитические мо-
дели СУ четырехклапанных ДВС с переменными фазами газораспределения. Прове-
денные исследования показали, что на режимах малых и средних нагрузок примене-
ние ГРМ с переменными фазами обеспечивает улучшение топливной экономичности
на 10%, снижение уровней токсичности ОГ и шума автомобиля.
В докладе В.И. Ерохова, А.М. Ревонченкова, А.А. Ревонченкова и И.В. Одино-
ковой (МГТУ “МАМИ”, ГТУ “МАДИ”) “Золотниковое устройство в системах топли-
воподачи ДВС” представлена принципиальная схема подачи сжиженного нефтяного
газа в цилиндры двигателя цифровым дозирующим устройством. Дозирование осу-
ществляется с использованием шагового электродвигателя. Особенностью данного
устройства является управление цикловой подачей топлива как за счет изменения
времени открытия дозатора, так и путем изменения проходного сечения дозатора,
что обеспечивает более гибкое управление подачей топлива по сравнению с исполь-
зованием для этой цели традиционных электромагнитных форсунок. Исследования
предложенной ТС на двигателе ВАЗ-2103 подтвердили ее эффективность и возмож-
ность снижения выбросов в атмосферу оксидов азота и несгоревших углеводородов.
В.Е. Кузин и С.А. Ахтырский (КИ(ф)МГОУ, г. Коломна) представили доклад
“Микроэлектронная система фазированного управления подачей газового топли-
ва в цилиндры дизеля”. Разработана и изготовлена микроэлектронная система
фазированного управления подачей газа в цилиндры среднеоборотного дизеля.
По сигналам с датчиков положения коленчатого и распределительного валов СУ
формирует основные сигналы для управления: командный сигнал, включающий
форсирующую и удерживающие ступени, и размагничивающий импульс; СУ так-
же обеспечивает заданную скорость нарастания и спада длительности командного
сигнала. Конструкция многоканальной системы фазированного управления подачей
газа технологична и легко реализуема. Модульный принцип построения составных
частей устройства обеспечивает их независимое изготовление, испытание, отладку
и модернизацию.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 3 121