и 3,1 мм. При замене серийных распылителей на опытные распылители по вари-
анту № 3 в исследуемом дизеле, работающем на режимах 13-ступенчатого цикла,
удельный массовый выброс монооксида углерода уменьшился на 28%, несгоревших
углеводородов на 24,7%, интегральный (условный) удельный эффективный расход
топлива сократился на 3,8%, интегральный эффективный КПД возрос с 0,341 до
0,355. Дымность ОГ на номинальном режиме снизилась на 25%. И лишь удельный
массовый выброс оксидов азота возрос на 7,8%.
В.А. Марков, С.Н. Девянин, А.Ю. Шустер и А.А. Ефанов (МГТУ им. Н.Э. Бау-
мана, МГАУ им. В.П. Горячкина) представили доклад “Использование многокомпо-
нентных биотоплив в транспортном дизеле”. Исследованы биотоплива, содержащие
дизельное топливо (ДТ), рапсовое масло (РМ) и бензин АИ-80. Оценка влияния
состава биотоплив на показатели топливной экономичности и токсичности ОГ про-
ведена при испытаниях дизеля Д-245.12С (4 ЧН 11/12,5). Полученные данные под-
тверждают возможность заметного улучшения экологических показателей дизеля,
работающего на многокомпонентных биотопливах. Так, при переводе дизеля с ДТ
на смесь 70% ДТ, 20% РМ и 10% бензина АИ-80 удельный массовый выброс ок-
сидов азота на режимах 13-ступенчатого цикла снизился на 7,2%. При этом выброс
монооксида углерода увеличился на 3%, а дымность ОГ на режиме максимального
крутящего момента снизилась на 27,5%. При использовании многокомпонентных
биотоплив отмечен рост выброса углеводородов. Однако он может быть скомпенси-
рован использованием средств очистки ОГ (установкой нейтрализаторов). Эффек-
тивный КПД оказался слабо зависимым от вида топлива.
Н.Н. Патрахальцев, С.А. Казаков и П.И.Д. Фернандо Кумара (РУДН) выступи-
ли с докладом “Показатели качества протекания неустановившихся режимов (НУР)
разгонов дизеля после пусков”. Пуски-разгоны проведены в условиях прогретого
(“горячего”) и “холодного” дизеля типа Д-240 (4Ч11/12,5) (при температуре окру-
жающего воздуха
t
=
−
15
◦
С). Показателями качества НУР являлись отношения
средних крутящих моментов, развиваемых дизелем за время реального разгона, к
средним моментам, полученным моделированием таких же разгонов. Показано, что
при времени приемистости 4,1 с и 9,3 с показатели качества НУР по моменту для
горячего дизеля составляют 0,65 и 0,85, а для холодного — 0,19 и 0,44 соответствен-
но. Аналогично изменяются и коэффициенты загрузки дизеля при реализации таких
режимов.
Доклад Н.Н. Патрахальцева, С.А. Казакова и В.А. Страшнова (РУДН) посвя-
щен повышению эффективности пусков-разгонов дизеля регулированием физико-
химических свойств топлив, что можно достичь, добавляя легко воспламеняющуюся
жидкость (ЛВЖ) к основному дизельному топливу. ЛВЖ подается в линии высоко-
го давления ТС вблизи форсунок с помощью клапанов регулирования начального
давления (РНД). Для “горячего” дизеля возможно применение добавки сжиженной
смеси пропана и бутана в жидкой фазе. При длительных разгонах из горячего
состояния добавкой ЛВЖ удается сократить время приемистости на 10–18%, а из
холодного состояния — на 10–14% вне зависимости от продолжительности разгона
в выявленных пределах.
В докладе С.В. Гусакова и И.В. Афанасьевой (РУДН) “Энергетический баланс
гибридной силовой установки автомобиля при его движении в соответствии с но-
вым европейским испытательным циклом NEDC” проанализированы преимущества
гибридных силовых установок. Предложена методика расчета энергетического ба-
ланса, базирующаяся на тяговом балансе автомобиля. Показано, что разрыв меха-
нической связи между коленчатым валом ДВС и колесами автомобиля позволяет
снизить эксплуатационный расход топлива на 3,5% при КПД электрической пе-
редачи 98% (безвнутренней циркуляции энергии в силовой установке). Работа в
режиме старт-стоп дает снижение эксплуатационного расхода топлива на 5,6% при
доле режимов холостого хода двигателя до 40% времени всего цикла NEDC.
Доклад Н.Н. Барбашова и И.В. Леонова (МГТУ им. Н.Э. Баумана) посвящен вы-
бору оптимальной мощности ДВС гибридной силовой установки автомобиля. Зна-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 3 119