В отличие от КМ с механической трансмиссией, в которой при
достаточной мощности силовой установки, ограничение подвижности
определяется потерями в ней, а также прочностью ее узлов, в КМ
с электрической трансмиссией ограничение возникает при недоста-
точной мощности тягового электродвигателя (ТЭД) одного из колес.
Эта особенность ТЭД является серьезным ограничением применения
электрической трансмиссии на многоосных КМ, предназначенных для
работы на тяжелых участках местности.
Как правило, при проектировании ТЭД учитывают возможность
движения КМ по горизонтальной ОП при максимальном сопроти-
влении (максимальный момент) и обеспечение максимальной скоро-
сти (мощность). В других условиях выбранных параметров ТЭД мо-
жет быть недостаточно и это можно компенсировать только за счет
оптимального закона распределения мощностного потока по коле-
сам. Основными этапами движения КМ являются разгон, достиже-
ние максимальной скорости, преодоление подъемов и криволинейное
движение.
В отличие от КМ с механической трансмиссией, в которой старт
обеспечивается буксованием сцепления, и с гидродинамической транс-
миссией с буксованием гидротрансформатора, в КМ с электрической
трансмиссией необходимо для предотвращения интенсивного буксо-
вания колес задавать закон нарастания момента ТЭД. Старт обеспе-
чивается возможностью устойчивой работы ТЭД при самых высоких
значениях момента, начиная с нулевой скорости движения. Можно вы-
брать закон старта, обеспечивающий заданные условия. Например, на
рис. 1 приведены разгонные характеристики КМ 8
×
8 с полной мас-
сой
m
м
= 55
т и мощностью ТЭД
N
ТЭД
= 60
кВт, обеспечивающие ее
прямолинейное движение в широком диапазоне внешних условий. На
рис. 1 в зависимости от скорости КМ
v
м
x
и коэффициента сопроти-
вления движению
Ψ =
f
шм
cos
α
ОП
x
+ sin
α
ОП
x
(где
f
шм
— коэффици-
ент сопротивления качению колес КМ,
α
оп
x
— угол преодолеваемого
подъема) представлены зависимости изменения динамического факто-
ра
D
ф
, продольного ускорения
a
м
x
, времени
t
раз
и пути
s
раз
разгона [1].
При расчетах рассматривалось условное изменение
Ψ
без учета
α
ОП
x
, влияющего на перераспределение нормальных реакций
R
z
, и
не учитывалось ограничение продольных реакций
R
x
по сцеплению
с ОП. Исследовано движение КМ по горизонтальной ОП с полной
реализацией момента
M
КМ
и мощности
N
КМ
на колесных движителях.
В действительности моменты и мощность на колесах ограничива-
ются сцеплением, характеристиками ТЭД и законами их управления.
Поэтому дальнейший анализ проведем с учетом реального движения
50 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2013. № 1