каждому компоненту (с учетом коэффициентов
K
i
, отражающих долю
временикаждого режима) изатем делением на условную среднюю
мощность дизеля за испытательный цикл определялись удельные вы-
бросы вредных веществ по формулам
e
NO
x
=
13
i
=1
E
NO
xi
K
i
13
i
=1
N
ei
K
i
;
e
CO
=
13
i
=1
E
CO
i
K
i
13
i
=1
N
ei
K
i
;
e
CH
x
=
13
i
=1
E
CH
xi
K
i
13
i
=1
N
ei
K
i
,
где
Е
NO
xi
,
Е
СO
i
,
Е
СН
xi
— массовые выбросы оксидов азота, монооксида
углерода инесгоревших углеводородов на
i
-м режиме 13-ступенчатого
цикла, г/ч;
N
ei
— мощность двигателя на этом режиме, кВт;
K
i
— коэф-
фициент, отражающий долю времени
i
-го режима. Значения удельного
эффективного расхода топлива и эффективного КПД определялись по
известным зависимостям
g
e
=
1000
G
т
N
e
;
η
e
=
3600
H
U
g
e
,
где
H
U
— низшая теплота сгорания топлива, МДж/кг.
Оценка эксплуатационного расхода топлива на режимах 13-ступен-
чатого цикла проведена по среднему (условному) удельному эффек-
тивному расходу топлива, который определялся с использованием за-
висимости [3]
g
e
усл
=
13
i
=1
G
т
i
K
i
13
i
=1
N
ei
K
i
,
где
G
т
i
— часовой расход топлива на
i
-м режиме. Поскольку смесевые
биотоплива имеют меньшую теплотворную способность, топливную
экономичность дизеля при его работе на этих топливах целесообраз-
но оценивать не удельным эффективным расходом топлива
g
е
, а эф-
фективным КПД дизеля
η
е
. Причем для интегральной оценки работы
дизеля на режимах 13-ступенчатого цикла использован условный эф-
фективный КПД, определяемый из соотношения
η
e
усл
=
3600
H
U
g
e
усл
.
Результаты расчетов по представленным формулам приведены в
табл. 3. Они подтверждают возможность заметного снижения дымно-
стиОГ
K
x
, а также удельных массовых выбросов оксидов азота (
e
NO
x
)
имонооксида углерода (
е
CO
) при переводе исследуемого дизеля с ДТ
на смесь 80% ДТ и20% МЭРМ.
64 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 3