Рис. 5. Зависимость удель-
ных массовых выбросов ок-
сидов азота
e
NO
x
(
1
), мо-
нооксида углерода
e
CO
(
2
)
инесгоревших углеводоро-
дов
e
CH
x
(
3
) от содержа-
ния МЭРМ в смесевом био-
топливе
С
МЭРМ
на режи-
мах 13-ступенчатого испы-
тательного цикла
в 2,6 раза (с 18 до 7% по шкале Хартри -
джа), на режиме максимального крутящего
момента при
n
= 1500
мин
−
1
— в 2,5 ра-
за (с 21 до 8,5%), на режиме минимальной
частоты вращения с
n
= 1080
мин
−
1
— в 2
раза (с 36 до 18%). Такое снижение дым-
ности ОГ обусловлено наличием в соста-
ве МЭРМ атомов кислорода, участвующего
в процессе окисления углеводородов топ-
лива.
Использование смесевых топлив с ис-
следуемымисоставамикомпонентов оказы-
вает заметное влияние на выбросы с ОГ
NO
х
и СО (см. рис. 5). При увеличении со-
держания МЭРМ
С
МЭРМ
в смесевом топли-
ве с 0 до 20% удельные массовые выбро-
сы оксидов азота
е
NO
x
снизились с 7,286 до
6,542 г/(кВт
·
ч), т.е. на 10,2%, а придаль-
нейшем увеличении
С
МЭРМ
до 40 и60%
отмечен некоторый рост
е
NO
x
до значений
(соответственно до 7,441 и7,759 г/(кВт
·
ч)),
превышающих этивыбросы приработе на ДТ (7,286 г/(кВт
·
ч)). Это
объясняется повышением максимальных температур сгорания, вы-
званным указанным ростом эффективности сгорания смесевых топ-
лив.
При увеличении содержания МЭРМ в смесевом топливе с 0 до
60% отмечено монотонное снижение
е
СO
с 2,834 до 1,932 г/(кВт
·
ч),
т.е. почтив 1,5 раза (см. рис. 5).
Зависимость удельных массовых выбросов несгоревших углево-
дородов СН
x
от содержания МЭРМ в смесевом топливе имеет бо-
лее сложный характер (см. рис. 5). При увеличении
С
МЭРМ
с 0 до
5% удельный выброс
е
СН
x
уменьшился с 0,713 до 0,626 г/(кВт
·
ч),
т.е. на 12,2%, а при дальнейшем увеличении
С
МЭРМ
до 20% выброс
е
СН
x
возрос до 0,727 г/(кВт
·
ч), т.е. практически до исходного значе-
ния
е
СН
x
= 0
,
713
г/(кВт
·
ч). С ростом
С
МЭРМ
до 40 и60% выброс
е
СH
x
вновь несколько уменьшился до значений соответственно 0,692
и0,681 г/(кВт
·
ч). Но в целом влияние содержания МЭРМ в смесевом
топливе на выброс несгоревших углеводородов незначительно.
Выброс твердых частиц с ОГ при экспериментальных исследова-
ниях дизеля Д-245.12С не определяли из-за отсутствия необходимой
измерительной аппаратуры. Однако известно, что основным компо-
нентом твердых частиц является сажа. Поэтому можно предположить,
что отмеченное при испытаниях заметное снижение дымности ОГ
K
x
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 3 67