личного состава [6-8]. Вместе с тем проблема использования смесей
ДТ и МЭРМ в отечественных дизелях недостаточно изучена.
Оценка параметров двигателя, работающего на смесях ДТ и
МЭРМ, проведена с использованием результатов экспериментальных
исследований дизеля Д-245.12С (4 ЧН 11/12,5) Минского моторного
завода (ММЗ), предназначенного для малотоннажных грузовых ав-
томобилей ЗиЛ-5301 “Бычок”, а его модификации — для автобусов
Павловского автомобильного завода (ПАЗ) и тракторов “Беларусь”
Минского тракторного завода (МТЗ). Некоторые характеристики ис-
следуемого дизеля приведены в табл. 1.
Дизель исследовался на моторном стенде АМО ЗиЛ на режимах
внешней скоростной характеристики и 13-ступенчатого испытатель-
ного цикла Правил 49 ЕЭК ООН с установочным углом опережения
впрыскивания
θ
= 13
◦
поворота коленчатого вала (п.к.в.) до верхней
мертвой точки (ВМТ) и неизменным положением упора дозирующей
рейкиТНВД. Приэтом основнымиисследуемымирежимамивнешней
скоростной характеристики являлись режимы максимальной мощно-
стипри
n
= 2400
мин
−
1
имаксимального крутящего момента при
n
= 1500
мин
−
1
. При измерении дымности ОГ режим минимальной
частоты вращения составлял
n
= 1080
мин
−
1
. Дымность измеряли с
помощью ручного дымомера MK-3 фирмы Hartridgе (Великобритания)
с погрешностью
±
1%. Концентрации NO
x
, CO, CH
x
в ОГ определяли
газоанализатором SAE-7532 японской фирмы YANAСO с погрешно-
стями
±
1%.
Исследуемый дизель работал на смесях ДТ (ГОСТ 305–82) и
МЭРМ, полученного на одном из заводов Германии из рапса, вы-
ращенного в России. Физико-химические свойства этого МЭРМ со-
ответствовалитребованиям Европейского стандарта EN 14214:2003
“Автомобильные топлива. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME)
для дизельных двигателей. Требования и методы испытаний”. Не-
которые физико-химические свойства исходных ДТ и МЭРМ и их
смесей приведены в табл. 2 (для смесевых топлив указано объемное
процентное содержание ДТ и МЭРМ).
На первом этапе экспериментальных исследований дизель
Д-245.12С испытывался на режимах внешней скоростной характе-
ристикиприработе на ДТ исмеси80% ДТ и20% МЭРМ (указано
объемное содержание компонентов). В связи с большей плотностью и
повышенной вязкостью указанной смесиДТ иМЭРМ прииспытаниях
отмечен рост часового расхода смесевого биотоплива по сравнению
с расходом ДТ на всех исследованных режимах внешней скоростной
характеристики. Так, на режиме максимальной мощности при частоте
вращения
n
= 2400
мин
−
1
часовые расходы ДТ исмесиДТ иМЭРМ
составляют соответственно
G
т
= 19
,
13
и
19
,
76
кг/ч, а на режиме мак-
симального крутящего момента при
n
= 1500
мин
−
1
— соответственно
58 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 3