Рис. 4. Зависимость часового расхо-
да топлива
G
т
, эффективного крутя-
щего момента
M
e
, коэффициента из-
бытка воздуха
α
, удельного эффек-
тивного расхода топлива
g
e
, эффек-
тивного КПД двигателя
η
e
идымно-
стиОГ
K
x
от содержания МЭРМ в
смесевом биотопливе
C
МЭРМ
на режи-
мах внешней скоростной характери-
стики:
сплошные и штриховые кривые — на ре-
жимах максимальных мощности и кру-
тящего момента при
n
= 2400
мин
−
1
и
n
= 1500
мин
−
1
соответственно
Приведенные на рис. 1–3 ха-
рактеристики получены при срав-
нительных испытаниях дизеля Д-
245.12С, работающего на ДТ ина
смеси80% ДТ и20% МЭРМ.
Но определенный интерес пред-
ставляют аналогичные характери-
стики, полученные при использо-
вании смесей с другим соотно-
шением указанных компонентов.
Такие характеристики определены
при испытаниях дизеля Д-245.12С
на смесях ДТ с МЭРМ с со-
держанием последнего в смеси
0, 5, 10, 20, 40 и60% (указа-
но объемное процентное содержа-
ние МЭРМ в смеси). Некоторые
физико-химические свойства ука-
занных смесей ранее приведены в
табл. 2.
Результаты проведенных испы-
таний представлены на рис. 4, 5
и в табл. 3. Увеличение содержа-
ния МЭРМ в смесевом биотопли-
ве
С
МЭРМ
от 0 до 60% приводит к
некоторому росту часового расхода
топлива
G
т
, но из-за меньшей те-
плоты сгорания крутящий момент
дизеля
М
е
приэтом изменяется не-
значительно (см. рис. 4).
Приповышениисодержания
МЭРМ в смесевом биотопливе
С
МЭРМ
отмечен рост удельного эф-
фективного расхода топлива
g
е
, вы-
званный меньшей теплотой сгорания МЭРМ. Однако при увеличении
С
МЭРМ
в диапазоне от 0 до 20% изменение эффективного КПД
η
е
не
превышало 1%, что соотносится с точностью измерения расхода топ-
лива (см. рис. 4). Дальнейший рост
С
МЭРМ
(до 40 и60%) сопровождал-
ся увеличением
η
е
, свидетельствующим о повышении эффективности
сгорания таких смесевых топлив.
Увеличение концентрации МЭРМ в смесевом топливе
С
МЭРМ
при-
водило к значительному снижению дымности ОГ
K
x
(см. рис. 4). Так,
приросте
С
МЭРМ
с 0 до 60% дымность
K
х
монотонно снижалась:
на режиме максимальной мощности при
n
= 2400
мин
−
1
— примерно
66 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 3