растительных масел, отходов сельскохозяйственного производства и
др.), являющихся практически неисчерпаемыми. Использование тако-
го топлива обеспечивает кругооборот углекислого газа в атмосфере,
поскольку при выращивании растительного сырья для производства
биотоплива выделяется примерно такое же количество кислорода, ко-
торое потребляется при сгорании биотоплива.
Среди топлив растительного происхождения перспективным счи-
тается топливо, получаемое из растительных масел [2–4]. К маслич-
ным культурам относится более 150 видов растений, вырабатываю-
щих масла. Сырьем для производства биодизельного топлива в раз-
ных странах служат масла различных растений. В Европе — это рапс,
в США — соя, в Индонезии и на Филиппинах — пальмы (пальмо-
вое масло), в Индии — ятрофа (Jatropha), в Африке — соя, ятрофа, в
Бразилии — бобы кастора, в Китае, Японии, Индонезии — арахис.
При использовании рапсового масла (РМ) в качестве моторного
топлива возможны — децентрализованное и централизованное произ-
водство топлив. При децентрализованном производстве, как правило,
используется простое фильтрованное РМ либо в чистом виде, либо
в смеси с дизельным топливом (ДТ). Преимущества децентрализо-
ванного использования РМ: экологичность и биоразлагаемость РМ,
небольшие энергозатраты при его производстве, малые инвестицион-
ные затраты, сокращение транспортных расходов, сохранение рабо-
чих мест в сельскохозяйственных регионах. Обычно РМ применяется
в качестве топлива непосредственно на месте его производства — в
фермерских хозяйствах, агропромышленных предприятиях и др.
Централизованное производство предусматривает получение ме-
тилового эфира из РМ (МЭРМ) путем этерификации его метанолом. В
результате реакции этерификации получают МЭРМ и побочный про-
дукт — глицерин. Выделение глицерина из молекул жирных кислот РМ
позволяет значительно снизить исходную вязкость РМ. В результате
МЭРМ по своим физико-химическим свойствам приближается к свой-
ствам стандартного ДТ. Приэтом ДТ иМЭРМ хорошо смешиваются
в любых пропорциях и образуют стабильные смеси. Это позволяет
обеспечить снабжение автотранспорта таким смесевым биотопливом
с помощью имеющейся сети автозаправочных станций. В Германии
в настоящее время работают 800 заправочных станций, где предлага-
ется биодизельное топливо (Bio-Diesel). Обычно используется смесь,
содержащая 95 % ДТ и5 % МЭРМ. На международной конференци
в Магдебурге представитель концерна Daimler Chrysler сообщил, что
все автомобили, выпускаемые концерном, подготовлены к работе на
топливах, содержащих 10 % биотоплива [5]. Проведен ряд исследова-
ний по адаптации дизелей различного назначения на биотопливе B20
(смесь 80 % ДТ и20 % МЭРМ), а также на смесях ДТ иМЭРМ раз-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 3 57