Тенденции развития систем автоматического управления и регулирования теплоэнергетических установок - page 9

имущества генераторного режима не столь очевидны. Кроме того, необходимо учи-
тывать динамические, а для транспортных энергоустановок и тягово-динамические
характеристики КЭУ. При генераторной схеме работы эти характеристики опреде-
ляются параметрами агрегатов, входящих в КЭУ (СПД, ОРМ, турбокомпрессор и
накопители энергии), а также диапазоном допустимого перераспределения мощно-
сти между поршневыми ступенями компрессора СПД и турбокомпрессором. При
работе СПД в двигательном режиме все характеристики КЭУ определяются типом
передачи энергии от поршня СПД потребителю. При гидропередаче используется
свободнопоршневой дизель — гидронасос, который в сочетании с малой постоянной
времени гидромотора и при заполненной гидросистеме обеспечивает время запуска
и выхода на полнуюмощность не более 0,1 с. Однако наличие гидроаккумуляторов
(находящихся под высоким давлением и заполненных азотом) ограничивает приме-
нение данной схемы. Термопневматическая передача свободна от этих недостатков,
но требует для эффективного функционирования несколько теплообменников и
имеет худшие динамические характеристики. В СПД с линейным электрогенера-
тором перечисленные недостатки отсутствуют, но сигнал не синусоидальный, что
обусловлено действием переменных газовых сил, в результате которых движение
поршня для прямого и обратного хода отличается по длительности и максимальной
скорости. Таким образом, для автономных источников, работающих на природном
газе, наилучшие показатели имеют КЭУ с СПД, работающим в генераторном ре-
жиме. Применение других схем может быть оправдано особыми требованиями к
динамическим характеристикам.
Г.Д. Драгунов, В.Г. Камалтдинов (ЮУрГУ, г. Челябинск) представили доклад
“Применение гомогенизации горючей смеси в дизеле. Ожидаемые эффекты и про-
блемы”. Отмечается, что гомогенизация горючей смеси является одним из путей
улучшения экологических показателей дизелей, в частности исключения выбросов
твердых частиц и значительного снижения выбросов оксидов азота. Для реализа-
ции преимуществ рабочего цикла со сгоранием гомогенной смеси одновременно с
применением современной системы топливоподачи типа Common Rail необходимо
обеспечить высокоточнуюдозировку топливоподачи и контроль момента воспламе-
нения топлива в цилиндре. Это позволит оперативно корректировать характеристики
тепловыделения через регулировку топливоподачи, температуры свежего заряда и
степени рециркуляции ОГ в зависимости от теплового состояния двигателя, ско-
ростного и нагрузочного режимов его работы.
В докладе В.Г. Камалтдинова, Г.Д. Драгунова и В.А. Маркова (ЮУрГУ, г. Челя-
бинск, МГТУ им. Н.Э. Баумана) “К вопросу образования оксидов азота при сгорании
гомогенной топливно-воздушной смеси в ДВС” отмечена возможность существен-
ного снижения эмиссии оксидов азота с ОГ при такой организации рабочего про-
цесса. Анализ экспериментальных данных образования оксидов азота при сгорании
воздушных смесей углеводородного топлива и сопоставление их с результатами
расчетных экспериментов показали, что содержание оксидов азота в ОГ и степень
диссоциации диоксида углерода имеют близкие зависимости от температуры сго-
рания. Пока максимальная температура в цилиндре не превышает 2000 K степень
диссоциации диоксида углерода составляет менее 1 %, а содержание оксидов азо-
та — менее 10. . . 20 ppm. Повышение температуры сгорания до 2500 K приводит
к увеличениюстепени диссоциации до 5–10 %, а содержания [NO
x
] в ОГ — свы-
ше 5000 ppm. Отсюда вывод, что одной из причин такой зависимости может быть
окисление азота атомарным кислородом, образующимся в результате диссоциации
диоксида углерода при высокой температуре сгорания.
В.А. Марков, Л.Л. Михальский, С.Н. Девянин, П.В. Абрамов (МГТУ им. Н.Э. Ба-
умана, МГАУ им. В.П. Горячкина) представили доклад “Расчетные исследования
комплексной системы автоматического регулирования частоты вращения и темпе-
ратуры охлаждающей жидкости дизельного двигателя”. Рассмотрена возможность
122 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012. № 3
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12,13
Powered by FlippingBook