реализации системы автоматического регулирования (САР) частоты вращения и
температуры охлаждающей жидкости дизельного двигателя, в которой реализован
принцип компенсации возмущений. Исследована комплексная САР, в которой кон-
тур регулирования температуры охлаждающей жидкости включает регулирующий
орган, изменяющий расход воды через второй контур водяного радиатора системы
охлаждения. Этот регулирующий орган — заслонка — перемещается по управляю-
щему сигналу с электронного блока управления, который вырабатывается с учетом
текущего значения частоты вращения коленчатого вала и нагрузки на двигатель. Рас-
четные исследования комплексной САР проведены с использованием программного
комплекса “Моделирование в технических устройствах (МВТУ)”, разработанного
под руководством канд. техн. наук, доцента О.С. Козлова. Расчетные исследования
показали, что введение импульса по нагрузке в закон регулирования температуры
охлаждающей жидкости позволяет улучшить динамические характеристики САР и
повысить точность поддержания температурного режима работы двигателя.
В докладе В.А. Маркова, С.Н. Девянина, А.В. Стремякова, К.С. Мизева, Л.И. Бы-
ковской и В.В. Марковой (МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГАУ им. В.П. Горячкина) “Куку-
рузное масло — экологическая добавка к дизельному топливу” представлены резуль-
таты экспериментальных исследований дизеля Д-245.12С (4ЧН 11/12,5) Минского
моторного завода на смесях ДТ марки “Л” по ГОСТ 305–82 и кукурузного масла
(КМ), содержащих 5 и 10% по массе. Исследовалось кукурузное масло, произ-
водимое ОАО “ЭФКО” (г. Алексеевка, Белгородская обл.). Дизель испытывался на
моторном стенде АМО “ЗиЛ” на режимах внешней скоростной характеристики и
режимах 13-ступенчатого испытательного цикла Правил 49 ЕЭК ООН с установоч-
ным углом опережения впрыскивания топлива (УОВТ)
θ
= 13
◦
п.к.в. до ВМТ и
неизменным положением упора максимальной подачи топлива. Испытания показа-
ли, что наличие в молекулах жирных кислот КМ значительного количества атомов
кислорода (10. . . 12%) благоприятно сказывается на показателях дизеля, работаю-
щего на КМ или его смесях с ДТ. В частности, подтверждена возможность замет-
ного снижения дымности ОГ при использовании в качестве топлива смесей ДТ и
КМ. При переводе исследуемого дизеля с ДТ на смесь 90% ДТ и 10% КМ удель-
ный массовый выброс оксидов азота на режимах 13-ступенчатого цикла снизился
от 6,549 до 6,337 г/(кВт
·
ч), т.е. на 3,2%, выброс монооксида углерода уменьшил-
ся от 3,277 до 2,825 г/(кВт
·
ч), т.е. на 13,8%, выброс несгоревших углеводородов
снизился от 1,104 до 0,773 г/(кВт
·
ч), т.е. на 30%. При этом условный средний на
режимах 13-ступенчатого испытательного цикла КПД практически не изменился
(уменьшился от 0,347 до 0,346). Дымность ОГ на режиме максимальной мощности
при
n
= 2400
мин
−
1
уменьшилась от 18 до 14% по шкале Хартриджа, т.е. на 22,2%.
В целом, проведенный комплекс исследований подтвердил эффективность исполь-
зования КМ в качестве экологической добавки к нефтяным ДТ для отечественных
транспортных дизелей.
В докладе В.А. Маркова, С.Н. Девянина, В.А. Шумовского, С.А. Тарантина
(МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГАУ им. В.П. Горячкина) “Использование водотоплив-
ных эмульсий в качестве топлива для дизелей” отмечено, что эффективным сред-
ством снижения выбросов оксидов азота с ОГ ДВС является использование эмульги-
рованных топлив. Для оценки возможности улучшения экологических показателей
при использовании водотопливных эмульсий проведены экспериментальные иссле-
дования дизеля Д-245.12С (4 ЧН 11/12,5) на чистом ДТ и на эмульсиях ДТ и воды
с содержанием последней от 0 до 15% по объему. Для получения эмульсий ДТ и
воды использовано эмульгирующее устройство, принцип работы которого основан
на создании высокочастотных колебаний смеси воды и ДТ. Для получения стойких
эмульсий этих компонентов применен эмульгатор — алкенилсукцинимид мочевины
(СИМ), производимый по ТУ 38.1011039-85. Содержание эмульгатора в эмульгиро-
ванных топливах не превышало 0,5% по массе. При испытаниях дизеля Д-245.12С
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012. № 3 123