Нестационарные внутрикамерные процессы в твердотопливных двигательных установках
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 4
25
матического моделирования, рассматривая ТРДУ как динамическую систему.
До настоящего времени при анализе ракетных двигателей твердого топлива
(РДТТ) как динамических систем используются методы, связанные с примене-
нием передаточных функций, например, [1, 2]. Однако подобный подход имеет
определенные недостатки. В частности, построение передаточных функций для
отдельных составляющих внутрикамерных процессов представляется искус-
ственным. Применение математического моделирования для анализа работы
ТРДУ не требует отказа от существующих подходов анализа динамических си-
стем, однако представляется более универсальным [3
–
5].
Моделирование работы регулируемой ДУ на твердом ракетном топливе
предполагает математическое описание нескольких одновременно протекаю-
щих процессов [6], сопровождающих работу воспламенительного устройства
—
это зажигание твердого топлива, разгар топливного заряда, регулирование па-
раметров ТРДУ, термогазодинамические и тепловые процессы, обусловленные
горением твердого топлива и истечением продуктов сгорания из камеры двига-
теля. Перечисленные процессы взаимосвязаны, и каждый процесс может ока-
зывать существенное влияние на динамические характеристики ТРДУ и на ка-
чество его работы на всех этапах функционирования.
Важными для исследования качества протекающих процессов в ТРДУ явля-
ются оценка устойчивости работы ТРДУ на всех этапах функционирования и
определение частот собственных колебаний, обусловленных газодинамическими
процессами в камере сгорания ДУ и нестационарным горением твердого топлива.
Постановка задачи и ее математическая модель.
В дальнейшем будем рас-
сматривать ТРДУ, приведенную на рис. 1. В состав ДУ входят: воспламенитель-
ное устройство (ВУ)
3
, размещенное в корпусе
1
с топливным зарядом торцево-
го горения, газоход
6
, связывающий камеру сгорания ДУ с системой сопловых
управляющих блоков
4
. Площади сечений сопловых блоков изменяются при
вращении вала регулятора расхода, размещенного в рулевом приводе
5
, при
этом изменяются давление в камере сгорания и тяговые характеристики ТРДУ.
Рис. 1.
Схема ТРДУ
Изменение давления в камере сгорания ДУ обеспечивается по программной
зависимости
пр
( ),
p t
общий случай которой представлен на рис. 2.