А.В. Алиев, О.В. Мищенкова, И.В. Черепов
32
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 4
На рис. 3 приведены результаты тестового расчета, которые сравниваются с
экспериментальными результатами. Первая зависимость соответствует про-
граммному значению давления
пр
( ),
p t
вторая зависимость — расчетному зна-
чению
p
(
t
), третья — экспериментальным значениям давления.
Рис. 3.
Зависимости программного (
1
), расчетного (
2
) и экспериментального (
3
)
значений давления от времени процесса
Наибольшее отличие всех трех зависимостей
p
(
t
)
наблюдается в период до
включения системы регулирования (
t <
1c). Различие расчетной зависимости
изменения давления в камере ДУ и запрограммированного значения давления
относительно невелико, и также невелико различие расчетной зависимости и
экспериментальной. В целом точность результатов расчетов
p
(
t
)
в камере сгора-
ния ТРДУ по разработанной методике можно принять вполне удовлетвори-
тельной.
Следует отметить, что выполнялись сравнения качественных и количе-
ственных результатов
p
(
t
), полученных при проведении экспериментов и с дру-
гими зависимостями
пр
( ).
p t
На рис. 4 приведены результаты решения тестовой задачи, в которой опре-
делялась нестационарная скорость горения твердого топлива для случая, когда
изменение давления
p
(
t
) реализуется по кусочно-линейному закону (исходные
данные по топливу для тестовой задачи заимствованы из [12, 13]):
–
в период 0…0,10 с давление в камере газогенератора поддерживается на
уровне 10 МПа. За это время топливо воспламеняется и его скорость горения
достигает квазистационарного уровня, соответствующего давлению 10 МПа;
–
в момент времени
t =
0,1 с давление от уровня
p =
10 МПа уменьшается до
уровня
p =
3 МПа со скоростью
70
dp dt
МПа/с;
–
начиная с момента времени
t =
0,2 с давление уменьшается со скоростью
10
dp dt
МПа/с до момента времени
t =
0,3 с.
На рис. 4 приведены зависимости скорости горения твердого топлива, по-
строенные по разным моделям [14, 15]. Кривая
1
соответствует квазистационар-
ному значению скорости горения. Кривая
2
построена по расчетам, в которых ис-