24
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 4
УДК 629.7:533.6 DOI: 10.18698/0236-3941-2016-4-24-39
НЕСТАЦИОНАРНЫЕ ВНУТРИКАМЕРНЫЕ ПРОЦЕССЫ
В ТВЕРДОТОПЛИВНЫХ РЕГУЛИРУЕМЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ
УСТАНОВКАХ
А.В. Алиев
1
aliev@istu.ruО.В. Мищенкова
1
mov@istu.ruИ.В. Черепов
1,2
ilyac@mail.ru1
ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, г. Ижевск, Российская Федерация
2
Корпорация «Московский институт теплотехники», Москва, Российская Федерация
Аннотация
Ключевые слова
Рассмотрена методика анализа динамических процессов в
камере сгорания твердотопливной регулируемой двига-
тельной установки, основанная на построении математи-
ческой модели внутрикамерных процессов. В математиче-
ской модели формализованы термодинамические процес-
сы, протекающие в корпусе воспламенительного устрой-
ства и в камере двигательной установки, процессы тепло-
обмена между продуктами сгорания и поверхностями
твердого топлива и корпуса твердотопливной регулируе-
мой двигательной установки, процессы зажигания твер-
дого топлива и его последующего нестационарного горе-
ния. В математическую модель включены уравнения
регулирования, записанные с учетом люфта в механизме
вращения вала рулевой машины. Устойчивость процессов
в твердотопливной регулируемой двигательной установке
исследована воздействием возмущений случайного и
периодического типов. Выполненные расчеты внутрика-
мерных процессов в малогабаритной регулируемой уста-
новке обработаны с использованием фурье- и вейвлет-
анализов, что позволило установить наличие в камере
сгорания резонансных колебаний разных частот, прояв-
ляющихся на определенных этапах работы твердотоплив-
ной регулируемой двигательной установки. Учет нестаци-
онарности скорости горения топлива увеличивает дина-
мические эффекты внутрикамерных процессов
Двигательная установка, ре-
гулирование, термодинамиче-
ские процессы, возмущения,
резонансные колебания, фурье-
анализ, вейвлет-анализ
Поступила в редакцию 22.03.2016
©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016
Современные твердотопливные регулируемые двигательные установки (ТРДУ,
ДУ), используемые в составе летательных аппаратов,
—
это сложные техниче-
ские устройства, отработка которых требует применения сложного и
дорогостоящего экспериментального оборудования. Поэтому актуальным явля-
ется проведение проектных исследований с использованием технологий мате-