Области существования комбинированного планетарно-волнового механизма - page 1

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
УДК 621 833.6; 621 833.7
Г. А. Т и м о ф е е в, М. В. С а м о й л о в а
ОБЛАСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ
КОМБИНИРОВАННОГО ПЛАНЕТАРНО-
ВОЛНОВОГО МЕХАНИЗМА
Представлен расчет геометрии зубчатых колес внутреннего эволь-
вентного зацепления планетарной передачи комбинированного
планетарно-волнового механизма. Приведены блокирующие конту-
ры и исследовано влияние на форму, размеры и место расположения
контура на координатной плоскости параметров станочного за-
цепления.
E-mail:
Ключевые слова
:
область существования, кривошипно-планетарная пе-
редача, зубчатые колеса с внутренними и внешними зубьями, коэффици-
енты смещения.
Зубчатые механизмы на базе внутреннего и внешнего эвольвент-
ныхзацеплений получили в технике в последние десятилетия очень
широкое распространение [1–7 и др.]. К этим механизмам можно от-
нести обычные рядовые зубчатые передачи [1, 2], множество схем
планетарныхмеханизмов с одной или несколькими степенями свобо-
ды [5], планетарные коробки передач [6, 7], кривошипно-планетарные
механизмы, волновые зубчатые передачи (ВЗП) с генераторами волн
внутреннего и внешнего деформирования [6, 8].
Наиболее полная геометрическая теория эвольвентого зацепления
разработана в трудахВ.А. Гавриленко [9], в работахего учеников [6, 8
и др.] и соратников [10]. Изложенные в этихработахметоды при-
меняются и для расчета зацеплений комбинированного планетарно-
волнового механизма (КПВМ) [11].
Наглядное представление о геометрии зубчатого зацепления дает
его область существования, т.е. диапазон изменения выбранныхгеоме-
трическихпараметров, в пределахкоторого обеспечивается правиль-
ное зацепление с соблюдением заданного передаточного отношения.
Графическим изображением области существования является блоки-
рующий контур. Форма, размеры и место расположения контура на
координатной плоскости рассматриваемыхпараметров (например, ко-
эффициентов смещения) в значительной мере определяется числом
зубьев колес, геометрией инструмента, радиальными и боковыми за-
зорами в зацеплении. Варьируя этими величинами, можно целенапра-
вленно воздействовать на контур, перемещать его в область с более
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012. № 2 117
1 2,3,4,5,6
Powered by FlippingBook