Рис. 1. Блокирующий контур КПВМ:
U
= 124
;
z
1
= 123
;
z
2
= 124
;
Z
0
= 50
;
1
— ограничения по коэффициенту тор-
цевого перекрытия КПП;
2
— граница
попадания вершины зуба шестерни
z
1
на переходную кривую колеса
z
2
КПП;
3
— граница заклинивания при упоре
вершин зубьев колес
z
1
и
z
2
КПП на
входе зубьев в зацепление;
4
— граница
пересечения окружностей вершин ше-
стерни и колеса КПП после выхода из
зацепления
Рис. 2. Блокирующие контуры при
обработке зубчатых колес передачи
различными долбяками (
U
= 124
;
z
1
= 123
;
z
2
= 124
)
По представленным в работе
[11] и настоящей статье аналитиче-
ским зависимостям составлены ал-
горитм и программа определения
областей существования КПВМ.
На рис. 1 приведена область суще-
ствования внутреннего эвольвент-
ного зацепления в системе коорди-
нат (
x
1
, x
2
), где шестерня
z
1
= 123
нарезана инструментом реечного
типа, а колесо с внутренними зу-
бьями
z
2
= 124
— долбяком с
z
0
= 50
. Проведя проверочный рас-
чет ВЗП с муфтой, можно сделать
вывод, что представленная область
существования является блокирующим контуром для всего КПВМ. По
ней и выбираются значения коэффициентов смещений внутреннего
эвольвентного зацепления, которые являются исходными при геоме-
трическом расчете остальныхзначений КПВМ.
Как было показано в работе [11] (в аналитическихзависимостях
(11)–(18)), на область существования передачи с внутренним эволь-
вентным зацеплением оказывают влияние параметры долбяка. На
рис. 2 приведены блокирующие контуры передачи, зубчатые колеса
с внутренними зубьями которыхнарезаются различными долбяками
(долбяки новые):
Из графиков следует, что конфигурация и размеры блокирующих
контуров почти не меняются, однако они сдвинуты вправо вверхпо
оси
x
2
: чем меньше число зубьев долбяка, тем выше они сдвинуты.
Следовательно, при изменении
z
0
изменяются коэффициенты
x
1
и
x
2
,
обеспечивающие существование передачи.
Геометрию эвльвентного зубчатого колеса можно определить и ко-
эффициентом изменения толщины зуба по любой окружности коле-
120 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012. № 2