Background Image
Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

Исследование продольных колебаний мощных ракет-носителей

(РН) является необходимой и важной задачей в связи с возможным

возникновением эффекта POGO вследствие взаимодействия упругого

корпуса с жидким топливом, топливной магистралью и жидкостным

ракетным двигателем (ЖРД) [1, 2]. Систематическое изучение устой-

чивости продольных колебаний РН пакетной схемы было начато в

работах [3, 4]. Актуальность рассматриваемой задачи подчеркивается

также необходимостью улучшения энергетических характеристик со-

временных РН тяжелого класса [5, 6]. С другой стороны, в настоящее

время в различных ракетно-космических корпорациях все большее

распространение получает разработка модельного ряда РН модуль-

ной схемы на основе унифицированного ракетного блока (модуля).

В качестве примеров можно привести семейство ракет Delta амери-

канской фирмы Boeing, ракеты Ангара, разрабатываемые в ГКНПЦ

им. М.В. Хруничева, Falcon 9 и Falcon Heavy американской частной

компании SpaceX. Такой подход позволяет создать серию РН, начи-

ная с легкой (или средней) и заканчивая тяжелой и сверхтяжелой.

Повышение грузоподъемности РН в данном случае обеспечивает-

ся объединением нескольких ракетных блоков, расположенных по

окружности вокруг центрального.

Зачастую центральный блок имеет некоторые отличия от боковых

(отсутствие обтекателя, дополнительные разъемы и усиления и т.д.),

но отличия эти несущественны и его конструктивно-компоновочная

схема остается идентичной остальным блокам.

Упругие колебания корпуса РН пакетной схемы

. При исследо-

вании устойчивости РН как динамической системы возникает необхо-

димость в определении собственных частот и форм упругих колеба-

ний корпуса. Один из существующих расчетных методов заключается

в том, что ракета моделируется как стержень (или система стержней)

с упругими и массовыми характеристиками, приближенно описываю-

щими реальное изделие. Учет жидкости в баках осуществляется введе-

нием в стержневую систему осцилляторов, масса которых моделирует

массу жидкости, а жесткость — параметры днища и стенок баков.

Упругие колебания корпуса ракеты тандемной схемы можно разде-

лить на три типа: продольные, поперечные (изгибные) и крутильные

колебания. Стоит отметить, что частоты собственных колебаний одно-

го типа ракеты тандемной схемы достаточно разделены между собой,

что позволяет при расчете учитывать небольшое число низших тонов

колебаний.

В случае с ракетой пакетной схемы ситуация значительно усложня-

ется. Модель такой ракеты представляет собой систему из стержней,

соединенных упругими связями, моделирующими системы закрепле-

ния боковых блоков на центральном. В этом случае колебания одного

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 5 15