КОНТРОЛЬ И ДИАГОНОСТИКА
УДК 621.45.015: 629.784
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ БЕЗОТКАЗНОЙ РАБОТЫ
ЖИДКОСТНОЙ РАКЕТНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ
МЕЖОРБИТАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО АППАРАТА
МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ К КОНЦУ СРОКА
ЭКСПЛУАТАЦИИ
И.Н. Боровик
Московский авиационный институт (Национальный исследовательский
университет), Москва, Российская Федерация
e-mail:
Приведена методика расчета вероятности безотказной работы жидкостной
ракетной двигательной установки межорбитального транспортного аппара-
та многоразового использования к концу срока эксплуатации с учетом факта
снижения вероятности безотказной работы при каждом включении двига-
тельной установки по мере выработки рабочего ресурса. Полученное выраже-
ние позволяет оценить вероятность безотказной работы с учетом проект-
ных параметров двигательной установки и всего межорбитального аппарата
в целом. Установлено, что для обеспечения высокого уровня вероятности бе-
зотказной работы двигательной установки многоразового межорбитального
транспортного аппарата важнее закладывать большие запасы по ресурсу в
полете и числу включений еще при проектировании, чем добиваться надежно-
сти за счет большого числа испытаний при доводке.
Ключевые слова
:
ракетный двигатель, межорбитальный транспортный аппарат.
EVALUATING THE PROBABILITY OF END-OF-LIFE
FAILURE-FREE PERFORMANCE OF LIQUID-PROPELLANT
ROCKET ENGINE OF REUSABLE SPACE TUG
I.N. Borovik
Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russian
Federation
e-mail:
A method is given for evaluating the probability of failure-free performance of the
liquid-propellant rocket engine of a reusable orbital transfer vehicle (essentially a
reusable "space tug") by the end of its operational life, taking into account that
a probability of failure-free operation reduces with every start of the engine as its
operational life draws to a close. The resulting expression allows one to estimate
the probability of failure-free operation with consideration of design parameters of
the propulsion system and the reusable space tug as a whole. It is found that for
providing a high probability of failure-free performance of the propulsion system of
a reusable space tug, it is more important to plan the larger margins of the engine
service life and the number of its in-flight starts while designing than to achieve
higher reliability through extensive testing at the stage of finishing.
Keywords
:
rocket engine, orbital transfer vehicle.
86 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2014. № 2