Рис. 4. Зависимость оценки надежности
ЖРДУ МТА МИ от ресурса по числу
полетов для различных значений веро-
ятности безотказной работы ЖРДУ при
каждом включении
Поэтому при разработке обли-
ка ЖРДУ МТА МИ необходимо
учитывать то, что вывести весь
грузопоток одним МТА МИ не
удастся и необходимо иметь не-
кий парк МТА МИ, которые бы
могли подменить МТА в случае
выхода их из строя.
Приведенная далее формула
позволяет найти требуемое чи-
сло МТА МИ в парке, исполь-
зуемое для выведения заданного
грузопотока с учетом снижения
вероятности безотказной работы
по мере выработки ресурса.
Число МТА МИ, необходимых для выведения всего грузопотока,
запланированного в программе транспортировки, будет равно:
N
МТА_МИ
=
m
п.г
Σ
m
п.г
∙
N
пол
∙
P
ВБР
МТА
_
МИ
=
m
п.г
Σ
m
п.г
∙
m
п.г
Σ
m
п.г
Σ
∙
P
ВБР
МТА_МИ
,
(10)
где
N
пол
— число полетов, необходимых для выполнения всей програм-
мы транспортировки, т.е. выведения всего грузопотока;
P
ВБР
МТА
_
МИ
—
вероятность безотказной работы ЖРДУ МТА МИ к концу срока выпол-
нения программы транспортировки; после преобразований запишем
N
МТА_МИ
=
1
P
ВБР
МТА
_
МИ
.
(11)
Поскольку при выполнении программы транспортировки отказы
не исключены, то для обеспечения большей надежности выполнения
поставленной задачи число МТА МИ целесообразно увеличить на еди-
ницу:
N
МТА_МИ
=
1
P
ВБР
МТА
_
МИ
+ 1
.
(12)
Выводы.
Установлено, что для обеспечения высоко уровня вероят-
ности безотказной работы ЖРДУ МТА МИ важнее закладывать боль-
шие запасы по ресурсу в полете и числу включений при проектирова-
нии, чем добиваться надежности за счет большого числа испытаний
при доводке.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Луна
— шаг к технологиям освоения Солнечной системы / под ред. В.П. Лего-
стаева и В.А. Лопоты. М.: РКК “Энергия”, 2011. 584 с.
2.
Боровик И.Н.
,
Козлов А.А.
Математическая модель оценки массовых характери-
стик кислородно-водородного безгенераторного ЖРД по его основным проект-
ным параметрам // Труды МАИ, 2008. № 32. C. 1–24.
92 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2014. № 2