Рис. 1. Физическая модель с двойным базированием типа модуля универсала
1. Контактные перемещения и давления от натяга значительно
больше, чем от внешней нагрузки.
2. При нагружении соединения суммарные давления с одной его
стороны увеличиваются, а с другой уменьшаются.
3. Упругие контактные перемещения в точках, расположенных диа-
метрально противоположно, равны.
4. Давления и радиальные контактные перемещения от внеш-
них нагрузок распределяются по окружности по косинусоидальному
закону.
На основании известных зависимостей
1
, определяющих контакт-
ную жесткость в цилиндрических соединениях с натягом, упругое пе-
ремещение в соединении можно представить в следующем виде:
δ
≈
dδ
dσ
0
σ
в
≈
kσ
в
=
2
kq
πd
;
здесь
σ
в
=
2
q
πd
— наибольшее давление от внешней нагрузки
p
в
;
q
—
нагрузка на единицу длины
l
соединения,
q
=
p
в
l
, кг/мм;
k
=
Cmσ
m
−
1
0
— коэффициент контактной податливости,
m
— показатель степени для
стальных закаленных деталей, шероховатость сопрягаемых поверхно-
стей которых соответствует 8 и 9 классам; при повторных нагружениях
m
≈
0
,
5
, тогда
k
=
0
,
5
C
√
σ
0
,
мкм
Н
·
мм
−
2
,
(1)
1
Л е в и н а З. М., Р е ш е т о в Д. Н. Контактная жесткость машин. – М.:
Машиностроение, 1971. – 264 c.
26 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2005. № 4