параметры грунта
E
,
ϕ
0
,
c
0
определяются в зависимости от вида грунта
,
влажности и плотности
[3].
В работах В
.
В
.
Ларина разработана методика определения
E
,
ϕ
0
,
c
0
по физическим параметрам грунта с использованием таблиц
[8].
Аналогичные разработки
,
но в иной форме выполненыМ
.
И
.
Ляско
[9].
При определении силы сцепления колеса с грунтом наиболее часто
используют уравнения
τ
max
=
q
tg
ϕ
0
+
c
0
;
(8)
τ
=
τ
max
[1
−
exp(
−
j/k
τ
)]
,
(9)
где
j
—
сдвиг грунта
;
k
τ
—
параметр
,
характеризующий нарастание
τ
при увеличении
j
.
Замена
q
на
q/k
д
в формуле
(8)
дает возможность
учитывать время действия нагрузки
.
В последнее время усилия исследователей направлены на выясне
-
ние зависимости
τ
max
и
k
τ
от высоты грунтозацепов
,
расстояния между
ними
,
а также от режима
(
динамики
)
нагружения
.
По данным Н
.
Ф
.
Кошарного
[10]
сопротивление сдвигу несвязных
грунтов практически не зависит от скорости сдвига
.
При увеличе
-
нии скорости сдвига от
0,2
до
1,2
м
/
с сопротивление сдвигу на сред
-
нем суглинке увеличивается примерно на
20 %.
По опытным данным
В
.
А
.
Кузьменко возрастание сопротивления сдвигу при увеличении
скорости более
1
м
/
с происходит еще более интенсивно
.
Для водонасыщенных связных грунтов применяют известные рео
-
логические модели
[3].
Для жидких грунтов
—
модель Ньютона
,
для
текучих
—
модель Шведова
–
Бингама
,
для мягкопластичных
—
модель
псевдопластичного тела
:
τ
=
τ
0
+
η
n
(
ds
τ
/dh
)
p
,
(10)
при
τ
= 0
,
p
= 1
—
модель Ньютона
;
при
τ
6
= 0
,
p
= 1
—
модель
Шведова
–
Бингама
;
при
τ
0
6
= 0
,
p
6
= 1
—
модель псевдопластичного
тела
,
где
η
n
—
коэффициент пластической вязкости
;
ds
τ
/dh
—
градиент
скорости сдвига
.
Самым слабым местом является определение количественых значе
-
ний параметра
k
τ
.
Значительный вклад в решение этого вопроса сделан
Г
.
Ю
.
Ястребовым
[11].
Современные модели движения колесной машины по грунту включа
-
ют в себя следующие механические параметры грунта
:
толщину верх
-
него мягкого слоя
H
г
,
модуль деформации
E
,
угол внутреннего трения
ϕ
0
,
внутреннее сцепление
c
0
,
коэффициент продольного сдвига
k
τ
.
Все
эти параметры можно отнести к инвариантным
(
независимым
)
пара
-
метрам грунта
.
Их количественные значения определяются с помощью
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2005.
№
1 51