Рис
. 5.
Схемы ограничения сцепления колеса с грунтом
:
а
—
на связном грунте
;
б
—
на песчаном грунте
сцеплению с грунтом сила тяги определяется не скольжением
(
буксова
-
нием
)
колеса
,
а потерей грунтом несущей способности
(
рис
. 5,
схема
2).
Предложения по математическому описанию этого явления даны в ра
-
ботах
[3, 4, 6].
Практическое подтверждение получила формула
q
sβ
=
bX
1
π
−
4
β
tg
ϕ
0
π
+ 4
β
tg
ϕ
0
+
c
0
X
2
3
π
−
2
β
3
π
+ 2
β
+
hX
3
,
(7)
где
β
—
угол между вектором нагрузки и нормалью к поверхности
грунта
.
Сложным оказался вопрос расчетного определения изменения ин
-
вариантных параметров грунта в результате воздействия колес автомо
-
биля
.
Решение этого вопроса имеет важное значение для определения
показателей взаимодействия с грунтом колес
,
двигающихся по колее
,
Рис
. 6.
Характеристики изменения
глубины колеи в зависимости от
числа проходов колес
образованной впереди прошедши
-
ми колесами
,
а также для определе
-
ния уплотнения грунта
—
важного
экологического показателя
.
В предыдущие годы накоплен
обширный материал по изменению
глубины колеи при последователь
-
ном проходе колес по одному сле
-
ду
.
Установлено четыре зависимо
-
сти
(
рис
. 6).
Зависимость
1
наблюдается на
связных грунтах при влажности ни
-
же предела пластичности
.
48 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2005.
№
1