Рис
. 3.
Графики для определения па
-
раметров несущей способности грун
-
та в зависимости от угла внутреннего
трения
где
q
s
—
несущая способность
верхнего слоя
;
q
sn
—
несущая спо
-
собность нижнего слоя
(
основа
-
ния
);
H
г
—
толщина верхнего мяг
-
кого слоя
;
E
—
модуль деформа
-
ции грунта
;
k
1
,
k
2
—
параметры де
-
формации верхнего и нижнего сло
-
ев грунта
.
Формула
(5) [3, 4]
многие го
-
ды используется в моделях расчета
проходимости автомобилей
.
Пара
-
метры
q
s
,
E
и
H
г
имеют строгий фи
-
зический смысл
.
Для определения
несущей способности
q
s
в механи
-
ке грунтов предложено несколько
формул
.
В практике расчетов ис
-
пользуется формула
q
s
=
bX
1
+
+
c
0
X
2
+
hX
3
,
где
X
1
,
X
2
,
X
3
—
параметры
,
зависящие от угла вну
-
треннего трения
,
рис
. 3 [3, 4].
Формула
(6) [5]
привлекает физической ясностью структуры
,
одна
-
ко
,
она содержит большое число параметров грунта
,
по которым еще
нет накопленных статистических данных
.
Рис
. 4.
Изменение несущей способно
-
сти грунта в зависимости от угла меж
-
ду вектором нагрузки и нормалью к
поверхности грунта
Для грунтов с верхней коркой
или задернованным слоем приме
-
няется формула
q
s
=
c
0
H
g
S
n
/F
,
где
H
g
—
толщина корки
;
S
n
,
F
—
пе
-
риметр и площадь поверхности на
-
гружения
;
c
0
—
внутреннее сцепле
-
ние
.
Под воздействием движителя на
грунт суммарная нагрузка как пра
-
вило приложена не по нормали к
поверхности грунта
,
а под различ
-
ными углами
.
Чем больше откло
-
нение вектора нагрузки от нор
-
мали
,
тем меньше несущая спо
-
собность грунта
,
определяемая его
предельным напряженным состоя
-
нием
(
рис
. 4).
Особенно сильно это
явление проявляется на песчаных
грунтах
,
на которых предельная по
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2005.
№
1 47