Рациональное моделирование несущих систем колесных тракторов - page 9

показало
,
что погрешности при использовании этой модели не превы
-
шают
3. . . 5 % [2, 3, 8].
Моделирование трансмиссий осуществляется с целью определить
взаимовлияние остова и трансмиссии
,
определить и учесть параметры
,
влияющие на их работоспособность при имитационном моделирова
-
нии работы трактора в различных условиях эксплуатации
.
В трансмиссиях КМ чаще всего используются прямые валы в фор
-
ме тел вращения
,
устанавливаемые в подшипниковых опорах
.
Поэто
-
му валы моделируют набором балочных КЭ
,
как имеющих наименьшее
число степеней свободы и параметров описаний и обеспечивающих по
-
лучение приемлемой точности решения
.
Соединения валов и подшип
-
ников моделируем как шарниры
.
Однако требуется проверка возмож
-
ности защемления
.
Для подтверждения этого проведен специальный
эксперимент
.
Сравнение расчетных и экспериментальных данных по
-
зволило оценить погрешности по перемещениям вала и углам поворота
в опорах погрешности для большинства моделей валов не превышают
3. . . 5 %,
а в наиболее сложном случае
(
промежуточный вал коробки пе
-
редач МТЗ
-80)
составляют
7 %
и
8 %
соответственно
.
Рис
. 8.
Стержневая модель зацепле
-
ния и схема сил
,
действующих на ко
-
ническое колесо с криволинейным зу
-
бом в локальной и глобальной систе
-
мах координат
Разработано моделирование
основных видов зубчатых зацепле
-
ний
,
используемых в трансмиссиях
КМ
,
с помощью фиктивных эле
-
ментов
(
стержней
),
характеристики
которых принимаются близкими к
абсолютно жестким
.
На рис
. 8
в ка
-
честве примера приведена стерж
-
невая модель зацепления и схема
сил
,
действующих на коническую
пару колес с криволинейным зубом
в локальной и глобальной системах
координат
.
Выведены формулы
,
по
которым вычисляются отклонения
x
и
z
от полюса зацепления
:
х
=
H/
cos
β
(tg
α
sin
δ
sin
β
cos
δ
);
z
=
H/
cos
β
(tg
α
cos
δ
±
sin
β
sin
δ
)
,
где
Н
смещение вершины дели
-
тельного радиуса
(
узел
1
)
относи
-
тельно полюса зацепления
(
обычно
y
= 0
).
По результатам расчета на ЭВМ
определены оптимальные значения
98 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
4
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12,13,14,15,16,17
Powered by FlippingBook