Рис
. 11.
Графики изменений
:
а
—
погрешности решений по напряжениям
,
б
—
времени на решение в зависимости
от вида КЭМ
го момента от двигателя при имитации движения по гармоническому
профилю на резонансном режиме и по случайному профилю и опреде
-
лены НДС в стенках в зонах опор подшипников
.
Для выбранных усло
-
вий движения он меняется от
– 32
Нм до
+ 30
Нм при гармоническом
нагружении и от
– 48
Нм до
+ 32
Нм при случайном нагружении
(
мак
-
симальные высоты неровностей больше
,
чем при гармоническом
)
от
-
носительно статического значения
.
Увеличение уровней напряжений
составило около
40
МПа
.
Это свидетельствует о необходимости учета
влияния трансмиссии на изменение НДС в картерах при оптимизации
параметров
.
Для оценки эффективности применения КЭМ каждого вида для
оптимизационных задач построены графики зависимости погрешно
-
сти решений по напряжениям
(
рис
. 11,
а
)
и времени
,
затрачиваемому
на решение
(
рис
. 11,
б
),
от вида КЭМ
.
На основе проведенных исследований получены следующие ре
-
зультаты
: 1.
Разработаны методы создания рациональных имитацион
-
ных моделей КМ и их элементов разного уровня сложности в рамках
системного подхода применительно к многовариантным исследовани
-
ям при статическом и динамическом нагружении
.
2.
Предложены конечно
-
элементные модели картеров
,
резьбовых
соединений
,
трансмиссии
,
которые позволяют в едином подходе ис
-
следовать напряженно
-
деформированные состояния несущих систем
типа хребтовой рамы и остова трактора безрамного и полурамного типа
при статическом и динамическом нагружении
.
3.
Определены границы применимости моделей каждого вида на
основе сравнительного анализа трудозатрат на их создание и реше
-
ние задачи МКЭ и получаемой погрешности результатов
.
В том числе
модели низшего уровня имеют наименьшие трудозатраты
,
но дают
невысокую точность результатов по напряжениям
(
поэтому их реко
-
104 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
4