Как следует из анализа результатов решений
,
средняя погрешность
расчетных значений по перемещениям по сравнению с экспериментом
составляет
7. . . 10 %,
по напряжениям
— 25. . . 30 %.
Средний уровень погрешности напряжений
,
полученных при ис
-
следовании КЭМ высшего уровня
,
составляет
10. . . 15 %.
Однако вре
-
мя решения задач при использовании таких КЭМ в несколько раз боль
-
ше
,
чем при использовании КЭМ среднего уровня
.
Разработанная КЭМ
среднего уровня является рациональной
,
так как позволяет получить
приемлемую точность результатов при относительно малых времен
-
ных затратах
.
Цель исследований имитационных моделей при динамическом на
-
гружении состоит в определении собственных частот и форм колеба
-
ний
(
для вычисления резонансных режимов
),
амплитудно
-
частотных
характеристик остова для уточнения условий
–
ограничений в общей
оптимизационной задаче
,
а также в сопоставлении их со значениями
,
полученными экспериментально
(
для оценки погрешностей и допу
-
стимости принятых положений
).
Для обеспечения сопоставимости результатов условия нагруже
-
ния и граничные условия соответствовали стендовому эксперимен
-
ту
.
Расчет проводили на КЭМ низшего и среднего уровней
.
Конечно
-
элементным методом исследовали как остов
,
так и трактор в целом
.
Погрешности расчетных значений собственных частот по сравне
-
нию с экспериментом составили для КЭМ низшего уровня
27,3 %
и
1 %
для
1-
й и
2-
й частоты
;
для КЭМ среднего уровня
3,3 %
и
5,3 %
для
1-
й
и
4-
й собственной
.
Нагрузочные режимы для КЭМ трактора задавались как наиболее
тяжелые эксплуатационные
,
т
.
е
.
движение трактора с навешенной сель
-
скохозяйственной машиной по разбитой грунтовой дороге и по гар
-
моническому профилю на режиме
,
соответствующем низкочастотному
резонансу
.
Случайное нагружение здесь использовалось для оценки на
-
груженности картеров
,
а также для определения ресурса
(
в перспекти
-
ве
).
В целом погрешность по перемещениям составляет
10. . . 15 %,
по
напряжениям
— 25. . . 30 % .
Важно отметить
,
что для однотипной КЭМ
среднего уровня статическая задача была решена почти за
30
с
,
а дина
-
мическая решалась в
30
раз дольше
.
Для оценки жесткости картерных деталей и остова в целом по най
-
денным компонентам деформации картера были определены величины
перекосов шестерен
,
вызванные деформациями валов
,
подшипников и
картера
,
и проведено сравнение с допустимыми значениями
[5].
Благодаря разработанной модели связи колебаний КЭМ трактора и
момента в трансмиссии
,
были получены значения изменений крутяще
-
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
4 103