УДК 621.43.013.4, 53.082.534
Д. Д. М а т и е в с к и й, А. Е. С в и с т у л а,
А. В. Е с ь к о в, Е. C. С и л а е в
ОПТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКОРОСТИ
МАССОПЕРЕНОСА ПОТОКА РАСПЫЛЕННОГО
ТОПЛИВА
Исследованы процессы смесеобразования в двигателе внутреннего
сгорания. Исследования проводились оптическим времяпролетным
методом на экспериментальном стенде распыления топлива в ат-
мосферных условиях. Определена скорость массопереноса порций
топлива через выбранные оптические сечения потока.
Принято считать, что создание дизелей новых типов с прогрессив-
ными технико-экономическими характеристиками, а также возмож-
ность форсирования и перевода существующих дизельных установок
на тяжелые марки топлива неразрывно связаны с проблемой организа-
ции процессов сгорания, которые во многом определяют надежность
и экономичность работы двигателей. Скорость химических реакций
определяется локальными значениями концентраций, температур, ко-
торые, в свою очередь, связаны со скоростями движения капель топли-
ва, следовательно, основная проблема сгорания в дизелях заключается
в чрезвычайно сложном процессе смесеобразования, который сопро-
вождается интенсивными фазовыми превращениями и межфазовым
теплообменом. Аналитически исследовать данную задачу в общем ви-
де в настоящее время не представляется возможным, а упрощения,
обычно используемые при этом, приводят либо к заметному искаже-
нию исследуемого явления, либо касаются частных вопросов. Хоро-
шо известно, что и комплексное экспериментальное изучение процес-
сов смесеобразования, ввиду их нестационарности и быстротечности
(2. . . 8 мс), исключительно затруднено.
Необходима организация процесса смесеобразования, исключаю-
щая неоднородность топливно-воздушной смеси. Для увеличения эф-
фективности использования воздушного заряда цилиндра, лучшего
распределения топлива по окислителю необходимо использовать спе-
циальные методы исследования развития топливной струи, взаимодей-
ствия ее с окружающей средой и стенками камеры сгорания, позво-
ляющие установить связь показателя эффективности использования
воздушного заряда цилиндра c параметрами топливной струи, геоме-
трией камеры сгорания и др. От скорости частиц в струе зависит доля
топлива, попадающая на стенки камеры сгорания и определяющая
процесс догорания.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 1 99