Анализ критериев самоторможения с точки зрения их обоснованности - page 6

Это определение имеет две отличительные особенности. Во-первых,
самоторможением названо не явление или состояние механизма, на-
ступающее при определенном условии, а само условие. Во-вторых,
под это определение подпадает любой застопоренный с помощью
внешнего фрикционного устройства механизм, относительное движе-
ние звеньев которого действительно не может начаться из-за сил тре-
ния, но эти силы возникают не в кинематических парах механизма, а
при взаимодействии его с фрикционным устройством.
Из приведенных сведений, содержащихся в литературных источ-
никах, можно сделать некоторые выводы о свойствах самоторможения
одноподвижных механизмов:
оно заключается в том, что в одном направлении механизм не
может быть приведен в движение сколь угодно большой движу-
щей силой даже при отсутствии сил сопротивления;
оно возникает из-за большого трения в кинематических парах;
при нем условие работоспособности не выполняется, а формаль-
но рассчитанное значение КПД получается отрицательным;
оно преодолевается только совместным согласованным действи-
ем входного и выходного звеньев механизма, при котором они
становятся ведущими, такой режим называется оттормаживани-
ем или режимом согласованных сил;
оно может быть полезным при обратном ходе, при прямом ходе
самоторможение обычно недопустимо.
Приведенной информации уже достаточно, чтобы ответить на по-
ставленный в начале статьи вопрос об остановке маховика – к само-
торможению она не имеет отношения хотя бы из-за отсутствия движу-
щих сил. Вместе с тем сопоставление данных определений выявляет
и существенные различия в подходах авторов к рассматриваемому
явлению. Приведем несколько примеров расхождений во взглядах на
самоторможение:
оно представляет собой: а) случай, б) условие, в) эффект;
оно происходит: а) в механизмах, б) в кинематических парах;
оно зависит: а) от направления движущей силы, б) от геометрии
звеньев;
его критерием является: а) угол наклона движущей силы по отно-
шению к нормали, б) КПД соответствующего режима движения.
Различия в приведенных определениях указывают на то, что по-
нятие самоторможения в литературе еще не устоялось, что свидетель-
ствует о недостаточном исследовании этого явления. Понятие тормо-
жения включает в себя два явления: замедление движения и удержи-
вание в состоянии покоя. Эти явления могут происходить как из-за
32 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2013. № 4
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14,15,...16
Powered by FlippingBook