второго рода), проявляется в соответствии с (11) при условии
k
2
=
θ
∗
γ
i
+1
≥
1
,
(14)
где
k
2
>
1
— коэффициент запаса по заклиниванию” [4, с. 240].
В.Л. Вейц отмечает далее, что применение передачи Twinworm в
грузоподъемном механизме позволяет подобрать параметры, обеспе-
чивающие одинаковые мощности при подъеме и спуске груза. Для
этого требуется, чтобы при
γ < θ
∗
выполнялось равенство
η
i,i
+1
=
1
μ
i
+1
,i
.
(15)
После подстановки в (15) зависимостей (9) и (11) авторполучает
tg
γ
i
tg
γ
i
+1
= tg
2
θ
∗
= (
f
∗
)
2
(16)
и предлагает использовать эту формулу при проектировании механиз-
ма по заданному коэффициенту запаса самоторможения следующим
образом: положив
tg
γ
i
≈
γ
i
, найти углы подъема винтовых линий
червяков
γ
i
=
θ
∗
k
1
;
γ
i
+1
= arctg
(
f
∗
)
2
tg
γ
i
.
(17)
Самоторможение действительно должно быть с запасом, поскольку
коэффициент трения, а значит, и угол трения, могут меняться во время
работы механизма в зависимости от температуры, скорости и других
параметров [18]. В качестве запаса В.Л. Вейц предлагает отношение
приведенного угла трения к углу подъема линии зуба. Насколько кор-
ректно такое предложение? Для ответа на этот вопрос необходимо
решить общую проблему надежности самоторможения. Каким пара-
метром ее оценивать?
Пользоваться формулами (16) не слишком удобно, поскольку при-
веденный угол трения сам является функцией угла подъема, выражен-
ной зависимостью (12). Возможно, поэтому в приводимом здесь же
численном примере [4, с. 24] задан не коэффициент трения
f
, а пр и-
веденный коэффициент
f
∗
= 0
,
15
. При запасе
k
1
= 1
,
3
углы подъема
составляют:
γ
k
= 6
◦
34
и
γ
k
+1
= 11
◦
05
. Если запаса нет, т.е.
k
1
= 1
,
то
γ
k
= 8
◦
14
и
γ
k
+1
= 8
◦
32
. Можно ли сказать, что в первом случае
самоторможение в 1,3 раза надежнее?
Анализируя передачу Twinworm и посвященную ей работу [19],
профессор Р.В. Вирабов указывает, что для этого нового класса пере-
дач “степень превышения в общем случае приведенным углом трения
какого-то одного угла или другого параметра передачи не дает полно-
го представления о действительном запасе самоторможения, как это
имеет место для обычных самотормозящихся механизмов и передач”
38 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2013. № 4