[20, с. 33]. Что касается самоторможения второго рода, то, по его мне-
нию, это “не что иное как предельный случай обычного самоторможе-
ния, когда запас самоторможения настолько велик, что оттормажива-
ние исключается”. При этом Р.В. Вирабов ссылается на монографию
В.Л. Вейца [4], хотя в ней приводится условие самоторможения второ-
го рода (14). Условие (8), считает профессор Р.В. Вирабов, охватывает
всю область самоторможения, а абсолютное значение отрицательного
КПД дает наиболее полное представление о запасе самоторможения.
А.К. Мусатов также отмечает в учебнике по теории механиз-
мов, что абсолютное значение отрицательного КПД “характеризу-
ет «надежность» самоторможения” [3, с. 241]. Эта характеристика
носит формальный характер, так как КПД по смыслу не может
быть отрицательным. Применимость формул для КПД, отмечает
В.В. Добровольский, “ограничивается областью положительных зна-
чений, вне которой они теряют всякий физический смысл” [7, с. 405].
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кра-
нов под коэффициентом запаса торможения понимают “отношение
момента, создаваемого тормозом, к статическому моменту, создава-
емому наибольшим рабочим грузом на тормозном валу” и содержат
требуемые значения коэффициента запаса для различных режимов
работы [12, с. 37].
Для всех известных методик расчета самотормозящихся передач
характерен детерминированный подход к важному исходному параме-
тру — коэффициенту трения скольжения в зацеплении. Это означает,
что рассчитанные таким образом передачи обеспечивают работоспо-
собность при прямом ходе и самоторможение при обратном в заданном
интервале изменения коэффициента трения. Между тем этот коэффи-
циент является случайной величиной, следовательно, все включающие
его зависимости носят вероятностный характер. Переход от детерми-
нированного подхода в вероятностному позволит с помощью извест-
ных методов [21] рассчитывать самотормозящиеся передачи с задан-
ной степенью надежности.
Выводы.
1. Самотормозящиеся механизмы не образуют отдельно-
го класса, явление самоторможения может наступить в любом меха-
низме при определенных параметрах самого механизма и условиях
работы его кинематических пар.
2. Самоторможение и заклинивание суть одно и то же физическое
явление, состоящее в невозможности движения механизма по крайней
мере в одном из режимов вследствие трения в кинематических парах,
образуемых его звеньями.
3. Критерии самоторможения делятся на геометрические и анали-
тические. Достоинство первых – наглядность, вторых – удобство при
автоматизированных расчетах.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2013. № 4 39