Previous Page  8 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 13 Next Page
Page Background

Влияние сжимаемости снаряжения на параметры его состояния…

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 5

35

рактер (рис. 5,

б

,

г

,

е

). Если говорить о максимальных значениях параметров

нагружения наполнителя с различными уравнениями сжимаемости осевой пе-

регрузкой в результате торможения ударника в бетонной преграде, то они ока-

зываются следующими. При переходе от УрС1 к УрС2 и УрС3 максимальные

сжимающие напряжения, действующие в «носике» зарядной каморы (точка

С

,

см. рис. 4,

а

), возрастают от 500…600 МПа до 700…1000 МПа. Максимальные

скорости тыльной поверхности снаряжения (точка

S

, см. рис. 4,

а

) относительно

корпуса ударника повышаются примерно от 50 м/с до 100…150 м/c. Макси-

мальные смещения тыльной поверхности снаряжения составляют ~20 мм при

использовании УрС1, 25 мм при использовании УрС2 и достигают 50 мм для

снаряжения с уравнением сжимаемости УрС3.

Следует отметить, что если не принимать во внимание свойства сжимаемости

и прочности снаряжения (использовать для него модель несжимаемой

жидкости), то осевое напряжение

zC

в носике зарядной каморы (см. рис. 4,

а

) будет

определяться гидростатическим соотношением

zC

0

c

n g l

 

и изменяться с те-

чением времени по тому же закону, что и перегрузка

n

ударника (см. рис. 3). При

этом максимальное сжимающее напряжение в носике каморы (достигаемое в мо-

мент времени около 0,4 мс, соответствующий максимуму действующей перегрузки

2,7·10

4

) составляло бы 385 МПа, что существенно (в 1,5…3 раза) меньше значений,

полученных в численных расчетах с использованием разных модельных уравнений

сжимаемости снаряжения (см. рис. 5). Таким образом, свойство сжимаемости сна-

ряжения сильно влияет на параметры его состояния при действии осевой пере-

грузки в процессе проникания ударника и должно обязательно учитываться. Влия-

ние сжимаемости проявляется в большей степени при малой прочности снаряже-

ния (см. рис. 5,

а

,

в

,

д

). С увеличением до 5 МПа предела текучести снаряжения за-

кон изменения напряжения

zC

в носике зарядной каморы после «всплесков» на

начальной стадии фактически воспроизводит закон изменения действующей пере-

грузки (см. рис. 5,

б

,

г

,

е

).

Когда перегрузка в результате полной остановки ударника в преграде пре-

кращает действовать и «просевшая» тыльная поверхность снаряжения «воз-

вращается» обратно, при ее соударении с донной частью зарядной каморы мо-

гут возникать импульсы сжимающих напряжений на контактной поверхности.

Этот эффект можно проследить по изменению осевого напряжения

zS

в точке

S

(см. рис. 4,

а

) на оси тыльной поверхности снаряжения. На приведенной на

рис. 5,

д

кривой изменения

zS

видно, что для снаряжения с уравнением сжима-

емости УрС3 и малым значением предела текучести (1 МПа) напряжение

zS

после окончания действия перегрузки скачкообразно изменяется от нулевого

значения (которое оно имело в течение всего предшествующего промежутка

времени, когда между тыльной поверхностью снаряжения и дном зарядной ка-

моры существовал зазор

z

S

) до ~100 МПа в отрицательной области. Реализация

данного эффекта может привести к значительному силовому воздействию на

элементы конструкции ударника, размещенные в донной части его зарядной