Г.А. Тимофеев, Н.Н. Барбашов
44
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 1
л
у.г
у.к
у
sin
sin
F e
e
ж
ж
ж.г
ж.к
ж
у
У
sin
sin
z
z
e
e
z
z
(7)
— по левой линии действия, где
e
у.г
и
e
у.к
— геометрический и кинематический
эксцентриситеты гибкого колеса;
e
ж.г
и
e
ж.к
— те же эксцентриситеты жесткого
колеса волновой передачи;
п
у.г
у.к
у
sin
sin
F e
e
ж
ж
ж.г
ж.к
ж
у
У
sin
sin
z
z
e
e
z
z
(8)
— по правой линии действия.
Подставив выражения (7) и (8) в формулу (1) и проведя соответствующие
преобразования, получим
ж
у.г
ж.г
у
sin
cos
cos
sin
w
z
R
e
e
z
,
(9)
где
z
г
и
z
ж
— числа зубьев гибкого и жесткого колес.
Таким образом, на радиальное перемещение колес при двухпрофильном
волновом зацеплении кинематические эксцентриситеты зубчатых колес не вли-
яют. Следовательно, для уменьшения радиального перемещения колес в волно-
вых передачах необходимо строго ограничивать погрешности базирования при
обработке и сборке, которые создают геометрические эксцентриситеты зубча-
тых венцов гибкого и жесткого колес.
Значения тангенциальных избыточных перемещений колес волновой пере-
дачи с двухпрофильным зацеплением определяются при подстановке в формулу
(2) выражений (7) и (8) и соответствующих преобразований:
ж
у.г
ж.г
у
cos
sin
sin
cos
w
z
T
e
e
z
ж
у.к
y
ж.к
ж
у
1
sin
sin
.
cos
w
z
e
e
z
(10)
Тангенциальные избыточные перемещения колес в этом случае зависят от
двух видов эксцентриситетов — геометрического и кинематического.
Для случая однопрофильного волнового зацепления в одной зоне деформа-
ции гибкого колеса избыточные перемещения наблюдаются лишь по одной ли-
нии действия. Радиальные и тангенциальные перемещения колес при этом
определяются по следующим зависимостям: