ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 1
41
УДК 621.833.7
DOI: 10.18698/0236-3941-2017-1-41-47
АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ ОШИБОК ДВУХПРОФИЛЬНОГО
ВОЛНОВОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ
Г.А. Тимофеев
timga@bmstu.ruН.Н. Барбашов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация
Аннотация
Ключевые слова
Волновые зубчатые передачи нашли широкое примене-
ние как в машиностроении, так и в приборостроении.
Их производство налажено во многих странах мира и
в первую очередь в США, Японии и ФРГ. В настоящее
время идет их освоение и в РФ. Решающее значение для
применения волновых зубчатых передач в несиловых
(кинематических) приводах имеет оценка их погрешно-
стей, вызываемых эксцентриситетами зубчатых колес и
мертвого хода, возникающего из-за наличия зазоров
между контактирующими профилями зубьев гибкого
и жесткого колес. Рассмотрено влияние погрешностей
изготовления таких колес на их тангенциальные и ради-
альные перемещения при двухпрофильном волновом
зацеплении. Показано, что двухпрофильное волновое
зацепление обеспечивает более высокие показатели ки-
нематической точности по сравнению с однопрофиль-
ным волновым зацеплением
Волновые зубчатые передачи,
кинематическая погрешность,
мертвый ход, двухпрофильное
волновое зацепление, гибкое и
жесткое колеса
Поступила в редакцию 26.04.2016
©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017
В цилиндрических эвольвентных зубчатых передачах двухпрофильное зацепле-
ние можно получить с помощью люфтовыбирающих устройств различных кон-
струкций [1, 2], но это значительно увеличивает статический момент трогания и
удорожает передачу.
В кинематических волновых зубчатых передачах (ВЗП) благодаря упругой
связи зубьев гибких и жестких колес существует возможность обеспечения
двухпрофильного волнового зацепления без значительного увеличения момен-
та трогания. Двухпрофильным считается такое зацепление, которое характери-
зуется одновременным контактом по правым и левым профилям зубьев. Гео-
метрические параметры для двухпрофильного волнового зацепления, показан-
ного на рисунке, наиболее удобно определять по методикам [3, 4]. Гибкое коле-
со ВЗП с дисковым генератором волн облегает каждый диск в зоне зацепления
так, что срединная линия гибкого колеса в торцовом сечении имеет постоянный
радиус кривизны в пределах угла облегания. Если зубья гибкого колеса ВЗП
нарезаются в деформированном состоянии, то зубчатое зацепление в волновой
передаче можно представить как внутреннее эвольвентное зацепление жесткого
колеса с числом зубьев
z
ж
с некоторым условным колесом с числом зубьев
z
у
.