68
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 5
УДК 621.833.7
DOI: 10.18698/0236-3941-2016-5-68-75
РАСЧЕТ ЗАКЛИНИВАНИЯ ПРИ УПОРЕ ВЕРШИН ЗУБЬЕВ КОЛЕС
В ВОЛНОВОЙ ПЕРЕДАЧЕ
Г.А. Тимофеев
timga@bmstu.ruВ.Б. Тарабарин
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация
Аннотация
Ключевые слова
Волновая зубчатая передача — это разновидность плане-
тарной зубчатой передачи с внутренним зацеплением и
малой разностью чисел зубьев колес, поэтому проблема
исключения заклинивания в планетарных зубчатых пере-
дачах столь же важна и для волновых передач. Высокие
качественные показатели волновой зубчатой передачи
могут быть получены только в случае отсутствия закли-
нивания в зубчатых зацеплениях. Поэтому задача опре-
деления и исключения заклинивания в зацеплениях
волновой зубчатой передачи на стадии проектирования
является актуальной. Приведены результаты оригиналь-
ного теоретического исследования заклинивания в кине-
матических и силовых волновых зубчатых передачах с
дисковыми генераторами волн внутреннего деформиро-
вания и кольцевыми генераторами волн внешнего де-
формирования. Использование результатов исследова-
ния позволит на стадии проектирования исключить
заклинивание зубьев колес волновых зубчатых передач
Электромеханический привод,
волновая зубчатая передача,
заклинивание зубьев, гибкое и
жесткое зубчатые колеса, гене-
ратор волн
Поступила в редакцию 26.01.2016
©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016
Теоретические, экспериментальные исследования и эксплуатация волновых
зубчатых передач (ВЗП) показывают [1–8], что они нормально работают в элек-
тромеханических приводах в течение всего расчетного периода времени с высо-
кими качественными показателями по точности, КПД, статическим моментам
трения и крутильной жесткости при условии правильного проектирования
и изготовления. А выходят из строя как из-за нарушения условий усталостной
прочности гибкого колеса [6, 9], превышения предельного момента нагруз-
ки [9, 10], так и вследствие заклинивания зубьев неверно рассчитанного зацеп-
ления ВЗП [5, 6, 8, 11, 12]. Поэтому целью настоящей работы является создание
методики расчета геометрии ВЗП, обеспечивающей определение и устранение
заклинивания зубьев.
Зубчатое зацепление в волновой передаче относится к внутренним зацепле-
ниям с малой разностью в числах зубьев колес. В этом виде зацепления опасным
является заклинивание при упоре вершин зубьев колес на входе зуба колеса с
внешними зубьями во впадину сопряженного колеса (рисунок). Устранить этот
вид заклинивания можно, правильно выбирая параметры геометрии зацепле-