ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 4
93
УДК 621.79.01
DOI: 10.18698/0236-3941-2016-4-93-112
ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ СТАЛЕАЛЮМИНИЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
МЕТОДАМИ СВАРКИ ПЛАВЛЕНИЕМ
В.В. Ковалев
vvkovalev90@gmail.comР.С. Михеев
mikheev.roman@mail.ruН.В. Коберник
koberniknv@yandex.ruМГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация
Аннотация
Ключевые слова
Приведены особенности сталеалюминиевых биметалличе-
ских конструкций и области их применения в различных
отраслях промышленности. Рассмотрены физико-хими-
ческие процессы, происходящие при получении соедине-
ний из стали и алюминия, в результате которых образуется
промежуточный слой интерметаллидов
.
Приведены харак-
теристики интерметаллидов, имеющих разный стехиомет-
рический состав, а также описание их влияния на проч-
ность сталеалюминиевых соединений. Показано, что
наиболее перспективным среди применяемых способов
получения неразъемных сталеалюминиевых соединений
являются методы дуговой сварки. Приведен обзор совре-
менных достижений в области получения неразъемных
сталеалюминиевых соединений методами дуговой сварки.
Представлены данные о влиянии на свойства соединения
различных факторов: количества вводимой при сварке
тепловой энергии, легирующих элементов и технологиче-
ских приемов. В выводах даны рекомендации, позволяю-
щие создать качественное биметаллическое неразъемное
соединение методами дуговой сварки
Cварка плавлением, дуговая
сварка, биметаллы, сталеа-
люминий, интерметаллиды
Поступила в редакцию 16.09.2015
©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016
Современный уровень развития промышленности выдвигает новые требования
к конструкциям и их характеристикам. Они должны быть не только прочными
и надежными, но и легкими и экономичными. Сочетания этих свойств можно
достичь двумя путями: созданием новых материалов с требуемыми свойствами
или комбинированных конструкций, в которых сочетаются материалы с раз-
личными свойствами. Одним из примеров комбинированных конструкций яв-
ляются сталеалюминиевые соединения, применяемые в автомобилестроении,
судостроении и других областях машиностроения. Комбинирование элементов
из стали и алюминия обеспечивает изделию необходимый уровень технологиче-
ской прочности и коррозионной стойкости при уменьшении его массы.