Previous Page  9 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 11 Next Page
Page Background

Рис. 4. Зависимость КПД гребного колеса с разрезными лопатками от скорости

движения

В то же время при гребке протекание воды по щелям указанной

геометрии затруднено из-за инерционности потоков воды, которые для

этого должны поворачивать со значительными ускорениями. Поэтому,

как и при сплошных лопатках, создается тянущее воду пониженное

давление за разрезной лопаткой, а также толкающее воду повышен-

ное давление перед лопаткой. В результате разрезные лопатки обес-

печивают эффективность ускорения воды назад. Таким образом, щели

указанной геометрии не снижают создаваемый упор.

Вертикальная составляющая скорости движения воды, возникаю-

щая при гребке после взаимодействия с нижними лопатками, при

взаимодействии с верхними лопатками эффективно преобразуется в

горизонтальную, что увеличивает горизонтальную составляющую им-

пульса, направленную назад относительно скорости судна, и повышает

эффективность движителя.

В результате принятых мер гребное колесо оказывается высоко-

эффективным движителем при высоких скоростях движения судна:

значение

η

при скорости судна

v

v

= 45

км/ч достигает 55%. Кроме

того, при меньших

v

v

оно оказывается даже несколько более эффек-

тивно — при условии сохранения приведенного ранее соотношения

между

v

v

и

ω

, обеспечивающего плавный вход в воду (см. рис. 4).

Таким образом, гребное колесо новой конструкции имеет качества,

важные для применения, в том числе в условиях Крайнего Севера. Зна-

чительный интерес представляет разработка движителей с примене-

нием гребных колес для вновь создаваемых судов амфибийного типа.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Попов С.Д.

,

Чувашев С.Н.

Проектирование и комплексное математическое моде-

лирование судна на воздушной подушке для регионов Севера, Сибири и аркти-

ческого континентального шельфа // Инженерный журнал: наука и инновации.

2013. № 3. С. 10. URL:

http://engjournal.ru/catalog/mathmodel/hidden/640.html.

DOI: 10.18698/0236-3941-2015-6-50-58.

2.

Демешко Г.Ф.

Проектирование судов. Амфибийные суда на воздушной подушке.

Кн. 2. СПб.: Судостроение, 1992. 329 с.

3.

Non-standard

boat operator’s handbook. Washington: U.S. Coast Guard. 172 р.

4.

Баадер Х.

Разъездные, туристические и спортивные катера. Л.: Судостроение,

1977. 382 с.

5.

Куликов С.В.

,

Храмкин М.Ф.

Водометные движители (теория и расчет). Л.: Су-

достроение, 1980. 312 с.

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 1 109