1 / 11 Next Page
Information
Show Menu
1 / 11 Next Page
Page Background

МАШИНОВЕДЕНИЕ, СИСТЕМЫ

ПРИВОДОВ И ДЕТАЛИ МАШИН

DOI: 10.18698/0236-3941-2016-1-101-111

УДК 519.673-73:629.12

О ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРЕБНОГО

КОЛЕСА ПРИ ВЫСОКОЙ СКОРОСТИ СУДНА

Н.М. Якимов

1

,

С.Д. Попов

2

,

С.Н. Чувашев

1

1

МАТИ–РГТУ им. К.Э. Циолковского, Москва, Российская Федерация

e-mail:

root@livid.pp.ru

;

snchuv@mail.ru

2

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация

e-mail:

unesco-tvet-01@yandex.ru

При создании перспективных судов на воздушной подушке желательно при-

менение гребных колес, но для экономической и энергетической эффективно-

сти скорости судов должны превышать критическое значение 20. . . 40 км/ч.

Гребные колеса традиционной конструкции при таких скоростях могут иметь

отрицательный КПД, что показано и в приведенных вычислениях. Цикл вы-

числительных экспериментов позволил выявить и устранить причины этого

путем выбора разрезных лопаток, расположенных радиальными группами под

разными углами. Это позволило улучшить гидродинамику лопаток и достичь

стабильно высокого тягового КПД (порядка 50%) в диапазоне 5. . . 45 км/ч, что

открывает перспективы применения гребных колес для широкого класса судов.

Ключевые слова

:

гребное колесо, высокие скорости судна, вычислительный экс-

перимент, форма лопаток, эффективность.

INCREASING ROWING WHEEL EFFICIENCY OF WATERCRAFT

AT HIGH-SPEED

N.M. Yakimov

1

,

S.D. Popov

2

,

S.N. Chuvashev

1

1

Moscow Russian State Technological University n.a. K.E. Tsiolkovsky,

Moscow, Russian Federation

e-mail:

root@livid.pp.ru

;

snchuv@mail.ru

2

Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation

e-mail:

unesco-tvet-01@yandex.ru

Rowing wheels would be preferable for the advanced hovercrafts, but in order

to achieve the desirable cost and energy efficiency, a hovercraft must be able to

move at velocities higher than their critical velocity value of 20. . . 40 km/h. At such

velocities, the conventional rowing wheels can have a negative efficiency factor.

It is demonstrated through the calculations presented in the article. A series of

conducted computational experiments allowed both determining and eliminating the

origins of this effect by selecting the divided blades fixed at different angles in radial

arrays. This allowed improving the blades hydrodynamical properties and provided a

permanently high propulsive efficiency (about 50%) within the range of 5 to 45 km/h.

This opens up a prospect of using the rowing wheels for a wide range of watercrafts.

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 1 101