Рис. 1. Распределение скоростей для варианта I
Рис. 2. Зависимости мгновенной эффективности
η
от угла поворота колеса
ϕ
для разных вариантов:
а
— вариант I;
б
— II;
в
— III (стрелками обозначены выходящие за рамки части
графиков)
Таким образом, при движении постоянно происходит захват части во-
ды с ускорением вперед до скорости порядка
v
v
. Другая часть воды по-
лучает при гребке скорость порядка скорости скольжения
Δ
v
=
v
ω
−
v
v
,
но при необходимых высоких скоростях
Δ
v v
v
. В результате сум-
марный импульс, передающийся воде, в среднем направлен вперед,
а не назад, т.е. сила от колеса (упор) направлена назад относитель-
но скорости судна. При высокой скорости (например,
v
v
= 45
км/ч)
эффективность движителя не просто мала, а отрицательна: колесо не
ускоряет, а тормозит судно (см. рис. 2).
При снижении скорости
v
v
(до 10. . . 15 км/ч) отрицательные эф-
фекты уменьшаются, и расчетная эффективность
η
положительна. От-
106 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2016. № 1